Условия и причины неэффективного слушания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
 определить, что считают эффективным слушанием
 классифицировать виды слушания
 найти причины неэффективного слушания
 выделить приемы эффективного слушания
 сформулировать рекомендации по улучшению качества слушания
 выяснить, что будет, если не соблюдать хотя бы один прием

Содержание

Введение 3
1. Слушание 4
1.1. Понятие слушание 4
1.2. Виды слушания 5
1.3. Структура слушания 6
2. Эффективное слушание 9
2.1. Причины неэффективного слушания 9
2.2. Условия эффективного слушания 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Русский.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

По-моему, Н.И.Формановская выделила очень четкие правила при общении с человеком, точнее правила результативного слушания.

    1. Условия эффективного слушания

 

И.Атватер выделил условия результативного слушания и конкретные приемы их соблюдения (см. таблицу).

 

Таблица 2

Условия эффективного слушания

Конкретные приемы их соблюдения

Внимание

Устойчивое внимание

Направленное внимание

Визуальный контакт

Положительный язык поз и жестов

Нерефлексивное слушание

«Внимательное» молчание

Минимизация ответов

Ограничение числа вопросов

Рефлексивное слушание

Уточнение

Перефразирование

Отражение чувств

Резюмирование

Положительные установки

Одобрение

Эмпатия

Память

Долговременная память

Кратковременная память


 

 

Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать внимание. Если мы беседуем в многолюдном месте, например на улице или в ресторане, разумно отойти в сторону и отыскать «тихий уголок». Если разговор происходит дома, то лучше выключить телевизор или приемник, он невольно отвлекает внимание. Принимая посетителя в рабочем кабинете, целесообразно попросить секретаря отвечать на телефонные звонки. Частые вызовы по телефону могут создать впечатление (иногда ложное), что руководитель – человек занятой, а собеседник, которого он принимает, – всего лишь незваный гость. Когда же руководитель действительно занят, он должен сказать об этом прямо и попросить перенести беседу.

Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что может вызвать удивление. Однако именно это – самое трудное в процессе слушания, поэтому так много людей слушают плохо. Психологи считают, что наше внимание отвлекается постоянно. Необходимость внимания к устному сообщению особенно возрастает в случаях, когда визуальный контакт затруднен или отсутствует, как, например, при телефонном разговоре. Направленное внимание повышает нашу способность воспринимать речь уже тем, что вызывает в мозгу «волны ожидания», которые и повышают готовность услышать, что скажет собеседник.

Более того, внимание слушающего помогает говорящему; это означает, что, слушая, собеседник продолжает общение. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели от сознательного игнорирования говорящего переходят к активному вниманию, то тот начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, «входит в роль», таким образом устанавливается общение.

Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но также вдохновляет собеседника продолжать речь, что в свою очередь помогает слушать его еще внимательнее. Как только представится случай, необходимо обратить внимание, на что направлен Ваш взгляд и куда смотрит собеседник. Как смотрит на Вас собеседник? Как Вы отвечаете на его взгляд? Легко заметить, что Вы смотрите на говорящего, как правило, больше, чем он на Вас. Для начала естественной, непринужденной беседы в большинстве случаев первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора.

В работах по психологии можно часто встретить такую мысль: о собеседнике, который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего (или слушающего) в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда собеседник немного наклонился вперед и одобрительно смотрит на Вас, он как бы говорит тем самым: «Я весь – внимание». Если же он небрежно развалился в кресле, то он явно не заинтересован в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах – пренебрежение.

Если собеседник малоподвижен, да к тому же еще и не смотрит на говорящего, то скорее всего он уже давно думает о другом или просто «ушел в себя».

Говорящему понятен собеседник, отвечающий на языке поз и жестов. Но чрезмерно эмоциональная подвижность может отвлечь внимание обоих. Слушающий подчас невольно копирует позы и жесты говорящего, как будто подбадривает: «Я – с Вами». Повысить эффективность речевого общения или помешать ему могут и другие элементы невербального общения, такие, как установление неадекватного пространства между собеседниками.

 

 

Заключение

 

Изучив, подробно слушание, приемы эффективного слушания и его приемы, можно сделать следующие выводы.

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие устного высказывания. Благодаря слушанию можно узнать новую информацию, усовершенствовать свой жизненный опят, получить эмоционально-эстетическое наслаждение.

Неэффективным слушание может быть по нескольким причинам, как физическим, на которые мы не можем повлиять, так и психологические (интерес к рассказываемому, усталость, негативное отношение к говорящему и т.д.). Не каждый человек владеет навыками эффективного слушания. Выделяют приемы эффективного слушания такие как : внимание к собеседнику, умение сосредотачиваться на том, что говорит собеседник, проявление уважения к собеседнику и др.

Если не соблюдать хотя бы одно из этих правил, то у человека теряется интерес к говорящему, человек будет погружаться в себя, в свои мысли, возможно ему захочется спать, а может и вовсе встать и уйти, если он не проявляет к вам уважение.

 

Список используемой литературы

 

  1. Атватер И.; Я вас слушаю….;  Издательство: Экономика,1988 – 112 с., электронное издание [http://lib100.com/book/contact/i_listening/]
  2. МБДОУ №7; Слушание - как вид речевой деятельности; г.Хабаровск [http://d25107.edu35.ru/index.php/2011-05-12-11-54-00/2011-05-17-08-01-17/219-2012-01-18-13-02-10.html]
  3. Коренева А.В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» / А.В.Коренева – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2013 – 232 с.
  4. Аллан П.; Язык телодвижений; Издат. дом : Эксмо; 2007г – 288 с.
  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. - М.: 1997, Электронно е издание [http://padaread.com/?book=29155]
  6. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991, электронное издание [http://www.rulit.net/books/delovoe-obshchenie-delovoj-etiket-ucheb-posobie-dlya-studentov-vuzov-read-227080-136.html]
  7. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. – М.: 1996
  8. Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1995
  9. Ибатуллина, С.Т. Русский язык и культура речи: учеб. пос. / С.Т. Ибатуллина. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008
  10. Коренева, А.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / А.В. Коренева. – М.: Флинта: Наука, 2013
  11. Алексеева, Л. М. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Л.М. Алексеева. –  М. : Флинта : Наука, 2006
  12. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: учеб пособие для вузов / М.Р. Львов. – М: Академия, 2003

1 Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. - М.: 1997, Электронно е издание [http://padaread.com/?book=29155]

2 Алексеева, Л. М. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Л.М. Алексеева. –  М. : Флинта : Наука, 2006


Информация о работе Условия и причины неэффективного слушания