Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:59, практическая работа
Этика (греч. ethika, от греч. ethos- привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I Основы этики деловых отношений.
1.Сущность и происхождение этики.
Этика (греч. ethika, от греч. ethos- привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Этика деловых отношений – совокупность норм, принципов, правил и представлений, которые регулируют поведение и отношение людей в процессе их совместной деятельности, включая:
Происхождение этики, как и самого термина «этика» связано с именем древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Этос – привычное место обитания, обычай, привычка, позднее – нрав, характер. Философия представлена как система наук, в которой Аристотель выделял три группы:
В период эллинизма (4-1 вв. до н.э.) представление об этике было следующим: этика – плод, который воззревает на древе философии. Корни этого древа – физика, а ветви – логика.
Предмет этики – мораль и нравственность. Мораль(от лат. слова mores – нрав, нравы) – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которое человек проявляет себя как разумное, самосознательное, свободное существо. Мораль – определенная совокупность внешне заданных норм, оценок и требований, предъявляемых обществом к поведению индивида.
2. Этика в рыночной экономике
Этика в рыночной экономике – это система моральных норм взаимоотношений между участниками делового процесса.
В сфере современного предпринимательства этические основы бизнеса связаны с понятием корпоративной социальной ответственности как достижении экономического успеха путями, основанными на этических нормах уважения к людям, обществу и окружающей среде (экологии).
Вести этичный бизнес выгодно.
Опыт показывает, что именно те организации,
которые отличаются высоким уровнем
организации этических
В традициях
российского
Современный этап в развитии
российской деловой этики характеризуется
сложным поиском новых
Законы рыночной экономики не достаточны как единственная основа современного ведения бизнеса. В качестве неоспоримого приоритета сегодня для всех организаций должна выступить моральная ответственность за свои действия и уважение к партнерам и клиентам.Разделение благ, включая ответственность за распределение благ, настолько же необходимо в обществе с рыночной экономикой, как и внутри отдельно взятой маленькой организации.
Рыночная система требует избавиться не только от стереотипов мышления, но и от стереотипов поведения.Сущность рыночной социально-экономической системы такова, что она, в сравнении с другими системами, более способнапорождать благоприятные условия для проявления инициативы,творчества, самостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав.Она способствует снятию у людей того часто неосознаваемого психологического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью своим трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывающих творческие возможности личности. В настоящее время требования к личности специалиста с высшим образованиемрезко изменились. В условиях рыночной системы ему придется рассчитывать на себя,свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать поставленные жизнью проблемы.
3. Управленческая этика
Управленческая этика
– это система теоретико-
Поведение руководителя и его стиль управления – это своеобразная «визитная карточка» любой организации. Определенному служебному положению должны соответствовать как определенные правила поведения, так и принципы взаимоотношения с сотрудниками, партнерами, руководством и подчиненными.
Типы власти в обществе сформировали четыре основных стиля руководства:
- авторитарный стиль –
руководитель в принятии
- демократический стиль
– основан на сочетании
- либеральный стиль – руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива.
- смешанный стиль – сочетание перечисленных выше типов.
4. Этика деловых отношений в разных культурах
Существующее понятие «
Американская этика бизнеса
характеризуется такими чертами, как
прагматизм, стремление к инновационной
деятельности, организационная
Европейская этика – это следование
национальным традициям. При этом для
английской этики ведения бизнеса
характерны аналитический принцип,
жесткость и строгость
Французская этика бизнеса следует принципам целесообразности, переговорные процессы отличают демократизм, строгое соблюдение деловой субординации, следование кодексу сословной части. Особое место в деловой культуре занимает французская кухня и связанный с ней застольный этикет.
Азиатская этика деловых отношений
актуализирует иные принципы, следуя
собственным национальным традициям.
Так, китайская этика бизнеса
соблюдает принцип
Для японской этики деловых отношений характерен групповой коллективизм, преданность организации, пунктуальность, вежливость, терпение и сдержанность, стремление избежать конфликтов и готовность к компромиссу.
II. Методы и средства делового общения
5. Этика делового общения в отраслях экономики
Этика делового общения –
это совокупность принципов, правил
и норм поведения деловых людей
в разных социальных группах и
отраслях экономики. Этика делового
общения формируется
1. Государства с его
системой законов и механизмов
регулирования общественной
2. Экономических законов
и компонентов рыночной
3. Демократизации общества
и составных частей
4. Общественной морали
в виде принципов, норм и
правил поведения различных
По основным отраслям экономики выделяют следующие разновидности этики: государственная, социальная, производственная, коммерческая, теневого бизнеса.
Выделяются следующие характеристики (элементы) этики делового общения:
1 . Принципы поведения людей.
2. Нормы взаимоотношения людей.
3. Отношение граждан к государству, его органам и законам.
4. Отношение граждан к старшим по возрасту, руководителям и лицам противоположного пола.
5. Культура поведения
в обществе и организации
6. Негативные явления в этике деловых отношений.
6. Речевой этикет
Речевой этикет – это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. Области употребления этикетных форм: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность и т.п. Этикет – внешняя форма общения, но он связан с этикой, отражает нравственные нормы отношений между людьми. Системы этикетных речений изменчивы, они с высокой точностью отражают историческое время и социальные слои их уместного применения.
Этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу: во время мимолетного разговора с подчиненным, коллегой, на производственном совещании и т. п. К сожалению, иногда должностные лица злоупотребляют формой обращения на "ты". В форме обращения на "ты" проявляется пренебрежение к подчиненному.
Этикет служебных, деловых отношений требует строгого соблюдения речевых норм как в межличностном общении, так и во время деловых бесед, совещаний. Когда вы разговариваете с людьми (или с одним человеком), ведите беседу так, чтобы вам никто не мешал. Все дела, за исключением экстренных, внезапных, могут подождать.
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны - партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа
7. Деловые совещания
Деловое совещание - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и заключительное слово ведущего, выступления участников, доклад), беседа (обмен информацией, выдвижение и обсуждение идей при “мозговой атаке”), дискуссия.
Эффективность собрания во многом зависит от таланта организатора - от его речевого мастерства и управленческих способностей. Нередко собрания проводит сам руководитель.
Выделяют следующие основные задачиделовых совещаний:
1) Выяснить, проанализировать
состояние дела (как выполняется
намеченное, что происходит в
коллективе...); обменяться информацией
по обсуждаемому вопросу,
2) Проинформировать коллектив
о поисках в решении проблем,
о новом опыте и возможностях
его внедрения, убедить
3) Найти коллективное решение проблемы, продуцировать, собрать идеи. Это тип собрания - проблемное, или “мозговая атака”.
4) Отобрать и принять
конструктивные решения. Это
5) Дать участникам необходимые
знания, повысить их квалификацию.
Этот тип называется
Если руководитель заинтересован в постоянных контактах с коллективом, он организует регулярные совещания. По частоте проведения собрания могут быть также разовыми и периодическими.