Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:35, курсовая работа
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной.
Введение 3
Глава 1. Древневосточная философия 5
1.1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии 10
Глава 3. Христианское учение о спасении 12
Глава 4.Философия нового времени 14
Заключение 16
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра Этика и нормы морали
Контрольная работа по дисциплине
«Этика и нормы морали»
Выполнил
студент гр. ГФЗ-10-01
Проверил:
Уфа-2012
Содержание
Введение
Глава 1. Древневосточная
философия
Глава 2. Человек в античной
философии
Глава 3. Христианское учение
о спасении
Глава 4.Философия нового
времени
Заключение
Список литературы
Введение
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.
Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.
Проблема
человека всегда стояла в
Целью написания реферата
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
-рассмотреть взгляды
-проанализировать жизнь
- выявить критерии оценки
-проследить изменение
-обобщить взгляды
По данной
теме имеется огромное
Глава 1. Древневосточная философия
Первые представления о
Первыми философскими
1.1. Древнекитайские философы о человеке
Смутное время "Воюющих царств"
(6-5 вв. до н.э.) было для Китая
эпохой величайшего взлета
И тогда-то появляется "Старый мудрец" Лао-цзы и без назойливости и шума всем сообщает открывшиеся ему тайны вещей.
В то время как большинство китайских ученных пытается найти истину в национальном прошлом. Автор "Дао дэ цзина" обращается за ответом на вечные и временные вопросы к самой Сущности бытия. Он возвращается к древнему, первобытному откровению, к интуитивному постижению Единства, на котором покоится вся Вселенная. В этом священном Едином философ находит забытый источник Истины. Согласно его учения, познание Высшего Начала - это не исследование и не внешнее наблюдение. Условием достижения Дао является самоуглубление и духовное самоочищение.
“…Нет
более достойной цели для
Сам Лао-цзы был живым
Легко понять, почему такой идеал
не мог найти широкого отклика
В это же время появляется мыслитель Кун-цзы (Конфуций) которого занимали практические земные задачи. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является второстепенным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением "Лунь-юй" (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.
Мировоззренческую основу
Обсуждать вопрос о природе
человека, как свидетельствует "Лунь-юй",
Конфуций избегал,
Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков поддерживала моральный дух китайского народа, позволяла ему обрести смысл и выжить несмотря на огромные трудности.
1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни
Творцы Упанишад - одного из величайших
литературных достижений
На этот вопрос мудрецы-
Но не все
люди, искавшие смысл жизни, были
готовы стать аскетами и
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции.
В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного.
Освобождение буддизм
Глава 2. Человек в античной философии
Античная философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора
(5 в. до н.э.), человек от природы
наг, разут, раздет и безоружен.
Он может поддержать себя