Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:48, доклад
Вопрос о философской природе этического знания был реально поставлен в литературе прошлых лет в связи с распространенным определением философии как науки о наиболее общих законах природы общества и мышления. Поскольку этика касается не только общих, но и частных законов бытия человека, "опускается" до уровня конкретных рекомендаций к организации практической жизни; в случае принятия упомянутого выше определения, получается что она выходит за пределы философского знания. Достаточно известными болгарскими этиками, в частности, В. Момовым, в свое время был прямо сформулирован тезис о том, что этика лишь по традиции рассматривается как философская наука.
Этика как философская наука. Объект изучения и структура
Вопрос о философской природе этического знания был реально поставлен в литературе прошлых лет в связи с распространенным определением философии как науки о наиболее общих законах природы общества и мышления. Поскольку этика касается не только общих, но и частных законов бытия человека, "опускается" до уровня конкретных рекомендаций к организации практической жизни; в случае принятия упомянутого выше определения, получается что она выходит за пределы философского знания. Достаточно известными болгарскими этиками, в частности, В. Момовым, в свое время был прямо сформулирован тезис о том, что этика лишь по традиции рассматривается как философская наука. Так из области философского знания была устранена та ее часть, которая фактически, если взять историю философии, завершала большинство известных философских систем или даже целиком лежала в их основаниях. Приведенный вывод представляется вполне закономерным, если вспомнить методологию, на базе которой он был сделан. Дело в том, что в марксистском подходе к философии была очень ограничена ее онтологическая часть, философия была чрезмерно гносеологизирована. В борьбе с так называемыми натурфилософскими учениями философии вообще было отказано в праве делать какие-либо вероятностные выводы о законах организации бытия в целом. Между тем, все формы мировоззрения, включая мифологию, религию, саму философию, пытаются дать человеку именно представление о мире в целом, пытаются выявить какие-то основания бытия, позволяющие обрести смысл собственного индивидуального существования. Иначе говоря, всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Для того чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравственной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счастливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась достичь целостного знания о мире. Ясно, что приобрести такое знание, сделать выводы о всеобщем, и бесконечном, опираясь лишь на отдельные области знания, исследуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования знания конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, так как по мере исследования отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем, и бесконечном, если исключить откровение, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситуация: знание о всеобщем, и бесконечном нужно построить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, касающихся всеобщего и бесконечного. В этом двойственном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказательным, построенным по типу естественно - научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия. Многие философские концепции решают это противоречие, обращаясь к так называемому интуитивному познанию, утверждают возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотречения. Мы не думаем, что это единственный путь развития философского знания, но считаем, что философия и этика могут делать выводы вероятностного характера, включая рассуждения, предположения об организации универсума в целом. "Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, "включив" В него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская "картина мира" содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества". С такой постановкой вопроса сочетается определение идей, которое предлагает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: "Прорехи в наших верованиях - вот те бреши, куда вторгаются идеи. Ведь назначение идей состоит в том, чтобы заменить не стабильный, двусмысленный мир на мир, в котором нет места двусмысленности. Как это достигается? С помощью воображения, изобретения миров. Идея это воображение. Человеку не дано никакого заранее предопределенного мира. Ему даны только радости и горести жизни. Влекомый ими человек должен изобрести мир. Большую часть самого себя человек наследует от предшествующих поколений и поступает в жизни как сложившаяся система верований. Но каждому человеку приходится на свой страх и риск управляться с сомнительным, со всем тем, что стоит под вопросом. С этой целью он выстраивает воображаемые миры и проектирует свое в них поведение. Среди этих миров один кажется ему в идее наиболее прочным и устойчивым, и человек называет этот мир истиной или правдой. Но заметьте: истина или даже научная истина есть не что иное, как частный случай фантастического. |
Предмет этики
Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.
В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.
Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.
Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.
Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.
Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали
ЭВОЛЮЦИОННО_ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ
Но родительское чувство у животных
длится лишь тот срок, на протяжении
которого детеныш и помет нуждаются
в помощи и охране родителей. Следовательно,
этот инстинкт действует лишь постольку,
поскольку он способствует сохранению
потомства и передаче наследственных
особенностей родителей. Наоборот, отсутствие
родительских инстинктов начисто отметает
родительские генотипы, и потому естественный
отбор сохранял, усиливал и совершенствовал
родительские инстинкты. Но уже у стадных
животных этот тип альтруизма распространяется
за пределы семьи и охватывает стаю, стадо,
которые иначе, в отсутствии чувства взаимопомощи
и долга у ее членов, обречены на быстрое
вымирание, ибо у многих видов животных
только стая, а не пара родителей, способна
одновременно осуществлять систему сигнализации
об опасности, систему защиты и откорма
детенышей. Если отсутствует передача
опыта родительским примером, то стадно-стайные
инстинкты тем более оказываются наследственно
закрепленными, точно так же, как защитная
окраска, наличие когтей и других средств
самообороны. 1. С чего начинается человек
и . Человечность? Эволюция вида одновременно
идет в разных направлениях, но с разной
скоростью. Гемоглобин человека отличается
от гемоглобина гориллы лишь одной аминокислотой
из 247, и, вероятно, таков же уровень различий
других биомолекул. От появления питекантропов
("человека прямоходящего") нас отделяет
около 1.5 млн. лет, от неандертальцев (ранняя
форма "человека разумного") - 125 тыс.
лет, а современный человек появился около
50 тыс. лет назад. Одно поколение составляет
около 25 лет, и мы отделены от нашего звероподобного
предка всего несколькими тысячелетиями
поколений отбора. Но что же мог за это
время сделать отбор? Эволюция вида идет
направленно, по определенному видовому
каналу, и, например, тутовый шелкопряд
под влиянием отбора способен за десяток
поколений пройти наследственный сдвиг
от огромной бабочки с коконом, весящим
3 грамма, до карликовых экземпляров, с
весом в 6-7 раз меньшим и в три раза ускоренным
развитием. Иными словами, наличие такого
видового канала обеспечивает не только
сверхбыструю эволюцию, но и эволюцию
коррелированную, согласованную по целым
системам признаков. Не так много лет потребовалось,
чтобы из тапирообразной морды вырос хобот
слона и чтобы сформировалась шея жирафа,
отдавшая в его распоряжение всю листву,
недоступную другим животным. Когда наш
предок начал ходить на задних лапах, а
передние лапы стали руками, появились
орудия, стремительно рос мозг, слагался
совершенно новый канал коррелированного
сверхбыстрого эволюционирования, канал,
предуказанный длительной беззащитностью
детеныша. Эта беспомощность, беззащитность
детеныша связана с прогрессирующей кортиколизацией
мозга, перемещением функций из стволовой
части в кору. Параллельно эволюционному
росту мозга все более удлинялся срок
беременности, а главное, срок беспомощности
детенышей, в течение которого они нуждаются
в охране не только родителей, но и всей
стаи. У самых примитивных племен детеныш
до шести лет совершенно неспособен к
самостоятельному существованию, к добыванию
пищи, к обороне, и даже у индейцев он лишь
в девять лет становится способным к самостоятельной
охоте.
Старые люди с их жизненным опытом и резервуаром
хранимых в памяти знаний неизбежно были
почитаемым и охраняемым кладом для племени.
От этой малочисленной группы выживание
племени, может быть, зависело в гораздо
большей мере, чем от молодых, но неопытных
добытчиков. Объем знаний и навыков, которые
до развития письменности приходилось
целиком держать в памяти, конечно, очень
велик, и потому не из чисто этических
принципов, а просто в силу здравого смысла,
у народов, не имевших развитой письменности,
старейшины пользовались очень большим
авторитетом. Разумеется, старые люди
уже не передавали свои гены потомству,
но группы и племена, в которых охрана
старых людей и помощь им не была столь
же автоматической и рефлекторной, как
и помощь детям, обрекались на быстрое
вымирание. Таким образом, ближайшее рассмотрение
показывает, что эта форма альтруистических
эмоций - на защиту старости - должна была
закрепляться естественным отбором, а
не только вырабатываться воспитанием.
5. Групповой естественный отбор на жажду
познания К одной из особенностей человека
следует отнести любопытство и жажду знаний,
что обрекало многих людей на жертвы и
лишения. Вспоминая проделки бесчисленных
поколений школьников и студентов, увиливавших
от занятий, можно счесть стремление к
знанию противоестественным, тем более
что овладение знаниями зачастую не помогало,
а скорее мешало их владельцам выжить
и, соответственно, оставить большее число
детей. Потомство великих ученых, мыслителей,
поэтов, провидцев обычно малочисленно:
те, кто шел дальше общепринятого или думал
о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный
отбор, вероятно, всегда действовал против
чрезмерно любознательных, против стремившихся
к познанию. Но зато на генотип, устремленный
к усвоению и пониманию, работал отбор
групповой, иногда необычайной мощности.
Стоит сопоставить судьбу стада полулюдей,
целиком лишенных духа познания, с судьбой
такой группы, в которой хоть изредка появлялись
его носители. Они почти всегда погибали
бесцельно или бесследно, но нет-нет, да
оставляли современникам какую-либо из
тысячи находок - будь то насадка камня
на палку или умение плыть на бревне, -
и это хоть немного повышало шансы группы
на выживание и успешное размножение.
Групповой отбор не был столь интенсивным
и сильным, чтобы сделать жажду знаний
всеобщей и неукротимой (как, например,
половое чувство), но он все же шел. Шутка
"научная работа есть удовлетворение
личной любознательности за государственный
счет" - хороша, но не точна: любопытство
удовлетворяется чтением, даже бездумным.
Но именно жажда познания нового и истинного
заставила работать в науке сотни тысяч
людей еще до того, как этот труд стал хорошо
оплачиваться и почитаться. Жажда знания
обуревала множество людей всегда, даже
если она уводила в жречество, монашество,
знахарство, шаманство, алхимию, талмудизм,
кабалистику, сектантство, в изучение
Библии, Корана, конфуцианства. Итак, эмоции
человечности, доброты, рыцарского отношения
к женщинам, к старикам, охрана детей, стремление
к знанию - это те свойства, которые неизбежно
развивались под действием естественного
отбора - по мере превращения человека
в животное социальное из-за цефализации
и удлинения срока беспомощности детей.
В дальнейшем выяснилось, что этот конституциональный
тип действительно характеризуется одновременно
и высоким ростом, и агрессивностью, причем,
по английским данным, среди преступников
ростом выше 184 см. примерно каждый четвертый
имеет половой хромосомный комплекс XYY.
В отличие от обычных правонарушителей,
эти субгиганты обычно начинают преступную
деятельность рано, причем среди их родственников
преступность отсутствует и о влиянии
среды думать не приходится. Во всех этих
случаях грубый дефект хромосомного аппарата
оказывает столь властное влияние на формирование
личности, что все остальные воздействия
могут лишь слегка модифицировать основную
типологию. Если в отдельных, достаточно
редких случаях преступность оказывается
связанной с грубой аномалией наследственной
конституции (XXY, XYY), то только на этом основании
оспаривать роль социальных факторов
и среды в формировании преступности так
же нелепо, как на основании существования
наследственных типов авитаминоза отрицать
наличие алиментарных (средовых) авитаминозов.
Поэтому, по сравнению с эксквизитными
аномалиями хромосомных комплексов, гораздо
более социально значимы генные дефекты
конституции. Мы имеем в виду, главным
образом, не определяющие личность четкие
наследственные дефекты нервной системы,
как, например, вызывающие эмоционально-этическую
деградацию личности хорею Гентингтона
или наследственную тяжелую эпилепсию,
а массового типа наследственные характерологические
особенности, такие, как вспыльчивость
эпилептоидов, догматизм, отрешенность
и черствость шизоидов, наследственная
расторможенность, проявляющаяся, в частности,
алкоголизмом. Наследственная причинность
преступности этого типа поразительно
наглядно проступает при рассмотрении
преступников, имеющих однояйцевых и двуяйцевых
близнецов. Независимо от яйцевости, оба
близнеца, родившись одновременно, в одной
семье, в дальнейшем, как правило, оказываются
в сходных социально-экономических условиях,
в сходных условиях воспитания и образования;
поэтому основное различие между однояйцевым
и двуяйцевым партнером преступника сводится
к тому, что первый по генотипу идентичен
преступнику, а второй отличен от него
примерно по половине генов. Материалы,
собранные в Европе, США и Японии на протяжении
тридцатилетия, ясно показывают, что эта
разница решающим образом влияет на судьбу
партнера: при генотипической идентичности
(однояйцевая близнецовость) он в 2/3 случаев
оказывается тоже преступником, а при
неполном генотипическом сходстве (двуяйцевая
близнецовость) он становится преступником
лишь примерно в четверти случаев. Частота
преступности второго близнеца при преступности
первого среди пар однояйцевых и двуяйцевых
близнецов
Явления, которые мы относим к сфере морального, очень разнообразны: поступки людей, групп, моральные отношения между людьми, психические свойства индивидуумов, мотивы, воля, ценности, правила и т.д. Но, несмотря на это, можно определить структуру морали:
|
|||||||
|
|
|
|
Носителеминдивидуального морального сознания является индивидуум. Главными компонентами его являются чувства моральной обязанности, справедливости, моральной ответственности, достоинства, совесть и др. (эмоционально-чувственный уровень морального сознания), а также знания, представления о таких понятиях как добро, зло, смысл жизни, счастье, справедливость, ответственность, обязанность, моральная норма, моральный идеал и др.(рационально-теоретический уровень морального сознания).
Носителем общественного морального
сознания является общество, которое
накапливает и использует опыт предыдущих
поколений и исторических эпох. Главными
компонентами его являются моральные
чувства, моральные суждения, оценочные
представления, которые связаны с интересами
социальных групп и носят прагматичный,
утилитарный характер (эмоционально-
В психологии признается единственный
путь формирования личности - социализация.
Мы считаем, что социализацию человека
нельзя отрывать от процесса индивидуализации.
Это два тесно взаимосвязанных
магистральных пути развития личности.
Социализация - это процесс становления личности путем
освоения ею основного набора духовных
ценностей, выработанных человечеством.
Индивидуализация - это процесс становления
личности путем селекции информации, получаемой
индивидом из окружающей среды, и производства
новых духовных ценностей, значимых для
общества. Индивидуализация осуществляется
посредством выбора (книг, друзей, профессии,
места работы и жительства и прочее). Социализация
же осуществляется посредством принуждения
(обязательное образование, обязанность
трудиться и т.д.). Социализация - долг личности,
а индивидуализация - ее право.
Влияющая на личность социальная среда
неоднородна, поэтому социализацию личности
можно разделить на три взаимосвязанных
процесса: социумизацию, этнизацию и культуризацию.
Под социумизацией личности понимается
освоение индивидом духовных ценностей
и опыта только того общества (социума),
в котором он воспитывается. Этнизация
личности означает освоение индивидом
духовных ценностей и опыта только того
этноса, к которому он принадлежит. Культуризация
означает освоение индивидом духовных
ценностей и опыта других социумов и этносов.
Однако, вне связи с проблемой индивидуальности,
личность есть абстракция и в реальном
мире не существует. Индивидуализация
включает в себя как процессы формирования
индивидуальности, так и процессы ее самореализации
во внешнем социальном мире. Мы остановимся
только на процессах, формирующих индивидуальность,
к которым можно отнести: самоопределение,
самопроявление, самодостаточность. Самоопределение
представляет собой определение индивида
в общем социальном окружении, осмысление
и установление им своего места и роли
в обществе. Самопроявление - это выражение
себя в различных формах и способах деятельности
и общения. Самодостаточность - это процесс
приобретения индивидом своего способа
существования, способности к самообеспечению
и саморегуляции. Специфика индивидуализации
состоит в том, что она представляет собой
единство самореализации и самоотдачи
не только с целью создания самого себя,
но и для совершенствования других людей
Читать 1 # 2
Добро и зло – понятия
высокой степени обобщения, это
фундаментальные категории
Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей.
Представление о том, что
в мире и в человеке идет борьба
между «силами добра» и «силами
зла» - одна из фундаментальных идей,
пронизывающих всю историю
Добро — это высшая нравственная ценность, не касающаяся природных событий или явлений; характеризующая действия, совершенные свободно, ради них самих и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, идеалом.
Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства, и гуманности в отношениях между ними . Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования.
Понятие добра тесно связано с таким понятием как добродетель — морально положительное качество человека. Разные добродетели выражают разные грани добра: мужество и покладистость, доброта и суровость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не даются нам от природы, их необходимо воспитывать.
Нельзя ставить знак равенства между добром и пользой: польза – это то, что приносит удовлетворение, счастье конкретному человеку, добро же - «общечеловечно».
Разместил 大哥 под категорией Конфуцианство, Куль
Хотя конфуцианство
часто называют религией, в нём
нет института церкви, и для
него не важны вопросы теологии.
Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является
создание гармоничного общества по древнему
образцу, в котором всякая личность
имеет свою функцию. Гармоническое
общество построено на идее преданности
(чжун, 忠) — лояльности в отношении
между начальником и подчинённым, направленная
на сохранение гармонии и самого этого
общества. Конфуций сформулировал золотое
правило этики: «Не делай человеку того,
чего не желаешь себе».
[править]Пять постоянств праведного человека
(цзюнь-цзы, 君子)
Жэнь (仁) — «человеческое начало»,
«любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие»,
«гуманность». Это — человеческое начало
в человеке, которое является одновременно
его долгом. Нельзя сказать, что представляет
собой человек, не ответив одновременно
на вопрос о том, в чём заключается его
нравственное призвание. Говоря по-другому,
человек есть то, что он сам из себя делает.
Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь.
Следовать Жэнь значит руководствоваться
сочувствием и любовью к людям. В XVII веке
в Британии сформировался идеал совершенного
человека как джентльмена, причём gentle
тоже переводится как «мягкость». Это
то, что отличает человека от животного,
то есть то, что противостоит звериным
качествам дикости, подлости и жестокости.
Позже символом постоянства Жэнь стало
Дерево.
Дома потомков Конфуция
в его родном городе, Цюйфу.
И (义 [義]) — «правда», «справедливость».
Хотя следование Ли из собственных интересов
не является грехом, справедливый человек
следует Ли так как это правильно. И основано
на взаимности: так, справедливо почитать
родителей в благодарность за то, что они
тебя вырастили. Уравновешивает качество
Жэнь и сообщает благородному человеку
необходимую твёрдость и строгость. И
противостоит эгоизму. «Благородный человек
ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель
И впоследствии была увязана с Металлом.
Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай»,
«обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение
обрядов, напр. почтение к родителям. В
более общем смысле Ли — любая деятельность,
направленная на сохранение устоев общества.
Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный
русский эквивалент соответствующего
китайского термина «ли», который может
быть переведен также как «правила», «церемонии»,
«этикет», «обряд» или, точнее, «обычай».
В самом общем виде под ритуалом понимаются
конкретные нормы и образцы общественно
достойного поведения. Его можно истолковать
как своего рода смазку социального организма.
Чжи (智) — здравый смысл,
благоразумие, «мудрость», рассудительность
— умение просчитать следствия своих
действий, посмотреть на них со стороны,
в перспективе. Уравновешивает качество
И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит
глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась
с элементом Воды.
Синь (信) — искренность, «доброе
намерение», непринуждённость и добросовестность.
Синь уравновешивает Ли, предупреждая
лицемерие. Синь соответствует элемент
Земли.
Нравственные обязанности, поскольку
они материализуются в ритуале, становятся
делом воспитания, образования, культуры.
Эти понятия у Конфуция не были разведены.
Все они входят в содержание категории
«вэнь» (первоначально это слово означало
человека с разрисованным туловищем, татуировкой).
«Вэнь» можно истолковать как культурный
смысл человеческого бытия, как воспитанность.
Это не вторичное искусственное образование
в человеке и не его первичный естественный
слой, не книжность и не природность, а
их органический сплав.
Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так[1]: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.
Информация о работе Этика как философская наука. Объект изучения и структура