Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 15:41, контрольная работа
Мораль (от лат. moralis – нравственный) – 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Вопрос № 1. Структура и функции морали. Моральные ценности.
Вопрос № 2. Основные теории происхождения морали.
Практическое задание.
Вопрос № 3. Дайте этико - нравственный анализ Закона РФ « О полиции» (2011 г.). Какие моральные принципы он отражает?
Список литературы.
Размышляя над проблемой происхождения морали, Кропоткин писал: «Взаимопомощь, справедливость, нравственность - такие последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека. Они представляют собой органическую необходимость, которая несет в себе свое оправдание, что подтверждается всем развитием животного мира ... Выражаясь образно, мы имеем здесь всеобщий, мировой закон органической эволюции, в результате чего чувство взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко заложены в человеке со всей силой врожденных инстинктов ...
Эти три инстинкты представляют собой инстинкты самосохранения. Конечно, иногда они могут ослабевать под влиянием некоторых условий. в той или иной группы животных или в том или ином человеческом обществе. Но тогда эта группа неизбежно терпит поражение в борьбе за существование: она идет к упадку ... Такая твердое основание, даваемое нам наукой для выработки новой системы этики и ее оправдание ».
Г. Спенсер исходит из идеи эволюции, которая, по его мнению, охватывает как природу, так и общество. Он не отличал нравственных отношений людей от отношений в животном мире, рассматривал их как один из видов поведения, присущий всем живым организмам, как наивысший результат эволюционного развития. В процессе эволюции мораль, по его мнению, является средством смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, которыми наделена живая природа, включая и человек. Человеческое поведение исторически преодолевает несколько этапов, на протяжении которых возникают и совершенствуются нравственные чувства, зло постепенно переходит к добру, от нравственных недостатков к достоинствам. Человек, приспосабливаясь к условиям жизни, направляет поведение на сохранение себя как вида. Со временем благо общества и благо личности все больше совпадают. Поэтому человек должен заботиться о личном счастье в пределах, предписанных общественными условиями.
Мораль основывается на принципах справедливости и благотворительности. Справедливостью, по Спенсеру, является право каждого человека на абсолютную свободу, которая одновременно должна согласовываться со свободой других индивидов; благотворительностью - действия индивида, которые приносят другим людям наслаждение и не рассчитаны на вознаграждение. Государство ученый считал злом, поскольку она ограничивает свободу индивида.
Ученые-биологи, которые разделяли натуралистическую точку зрения, доказывали, что в процессе эволюции животных все ощутимую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом. О инстинктивный характер морали писали З. Фрейд и его последователи. Например, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) отмечал, что мораль является инстинктивным регулирующим началом действия, началом, «которое упорядочивает также совместная жизнь животного стада».
Итак, натуралистические концепции происхождения морали имеют существенные аргументы, однако в целом основываются на ошибочном подходе, который можно определить как редукционизм (лат. reductio - возвращение, восстановление) - сведение высшего (моральных отношений между людьми) к низшему (поведения животных). Однако нет сомнения в том, что групповые инстинкты и материнский инстинкт являются естественными предпосылками возникновения морали.
К натуралистическим систем происхождения морали относят также гедонизм, эвдемонизм и другие антропологические концепции морали, в которых человеку приписывается определенная неизменная природная склонность. Согласно гедонистической концепцией человек от природы имеет влечение к сладостям.
Гедонизм - способ обоснования морали, истолкование ее природы и назначения, который сводит содержание моральных требований к одной цели - получения наслаждений.
Наслаждение он рассматривает как высшее благо и критерий человеческого поведения, а стремление к наслаждению - как главное движущее начало человека, заложенное в ней природой, определяет все его действия. То есть добром является то, что приносит наслаждение, а злом - то, что вызывает страдания. Евдемонисты настаивают на том, что определяющим в человеке есть стремление к счастью.
Эвдемонизм - способ обоснования морали, истолкование ее природы и назначения, при котором достижение счастья считается главной целью жизни и основой моральных поступков.
Сторонники эвдемонизма считали счастливым и добродетельным человека, который развивает свои духовные и телесные возможности, доставляет ей удовольствие, положительно сказывается и на ее окружении. Все это является предпосылкой ее авторитета и даже славы.
Несмотря существенные различия между гедонизмом и эвдемонизмом, в процессе обоснования морали их часто недостаточно четко разграничивают, иногда эвдемонизм рассматривают как разновидность гедонизма. Например, типичным сторонником гедонизма считают древнегреческого философа Аристиппа (ок. 435-366 до н.э.), Утверждая, что он придавал особое значение счастью и считал, что человек не должен становиться рабом наслаждений т.д. Его соотечественника Демокрита объявляют представителем то гедонизма, то эвдемонизма. Этику древнегреческого философа Эпикура (341-270 до н.э.) И эпикуреизм в целом рассматривают как развитие эвдемонизма и цитируют явно гедонистическое лозунг, написанный на воротах школы Эпикура: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо - наслаждение». Заметим: не счастья, а наслаждение.
С этим можно примириться, если учесть условный характер многих классификаций.
Социально-исторические концепции происхождения морали. Сторонниками этических систем, в которых признается социально-историческая природа морали, были Аристотель, Гоббс, французские философы Жан-Жак Руссо (1712-1778), Э. Дюркгейм, немецкий философ, социолог и политик Макс Вебер (1864-1920) и др. Они принадлежали к разным философских направлений и школ. Особенно воинственно проповедовали и отстаивали социально-историческую природу морали марксисты.
Концепции социально-исторической природы морали основываются на том, что возникновение морали по времени совпадает с формированием родоплеменного строя. Мораль была вызвана к жизни социальной потребностью в согласовании, регулировании и координации процессов производства, воспроизводства общественной жизни в новых условиях, поскольку такое регулирование доморальном средствами было невозможно (при этом в определенной степени признаются биологические предпосылки морали).
Главной функцией морали было обеспечение упорядоченности жизни первобытного коллектива, согласование коллективной воли с волей отдельных социальных групп и индивидов, которые постепенно выделялись из первобытного человеческого стада, приобретая определенной социальной определенности и относительной самостоятельности.
Общество, человек является результатом длительного исторического развития. С тех пор как обезьяноподобных предков человека начали использовать первые каменные орудия труда до возникновения первого общества (первобытнообщинный строй), формирования человека современного психофизиологического типа, развитие которой подчинялся социальным законам, прошло сотни тысяч лет.
Первобытные люди долгое время жили стадами, которые были монолитными, социально малодифференцированных образованиями. Не существовало семейной розмежованости и разделения труда. Индивид был полностью поглощен стадом, а впоследствии - племенем, социальной, а тем более личностной определенности он не имел. «Дикарь, - по словам французского философа, политического деятеля Поля Лафарга (1842-1911), - не имеет индивидуальности, только племя, клан, а впоследствии семья имеют индивидуальность. Теснейшая и прочная солидарность до такой степени объединяют членов племени и клана, они становятся единым существом, как сторукие в греческой мифологии ». Эта солидарность порожденная жесткой внешней необходимостью, объективными условиями естественного существования первобытных людей. Неспособность отдельного индивида к самозащите необходимо было компенсировать объединенной силой и коллективными действиями стада. Вместе существовало внутригрупповое и межгрупповое соперничество. Агрессия в первобытных стадах сочеталась с элементами сотрудничества и взаимоподдержки при коллективной охоты, в простейших трудовых операциях, которые формировали чувство взаимной привязанности. Это характерно и для животных, живущих стадами, стаями, роями.
Представители марксистской этики доказывали, что мораль возникла вместе с первыми коллективными трудовыми действиями, регулируя их. Такие утверждения не выдерживают критики, поскольку социальные регламенты (например, моральные оценки) не способны были эффективно влиять на полуживотное психику. Пожалуй, лишь естественная граница жизни и смерти с ее строгой формуле «вне стадом - вне жизни» могла объединить существ с психикой «зоологического индивидуализма». Убедительной является позиция этиков, которые считают, что мораль возникает не с преодолением человеком животного состояния, а на гораздо более высоком этапе становления человека, с появлением социальных различий внутри племени, требовало и моральной регламентации.
Согласно схеме марксистской концепции происхождения морали труд (коллективная) создал человека и является источником всего человеческого (общественного) в человеке. Трудовая деятельность первобытных людей сначала согласовывалась благодаря доморальном (позаморальний) регуляции. В дополнительном, в частности и моральном, обеспечении согласования их деятельности нужды еще не было, поскольку человек еще не имела индивидуальной свободы выбора, а его действия под давлением природной необходимости подчинились интересам племени. Лишь с развитием и совершенствованием социальных отношений (половозрастных разделением труда, выделением родов внутри племени и т.п.) возникла необходимость в сознательной моральной регламентации поведения человека, в моральном закреплении определенных социальных отношений, регулировании новых общественных противоречий, зарождались. Все эти соображения объединяет мысль о том, что именно работа определила развитие всех социальных отношений, создала предпосылки для возникновения морали.
Первоначальную мораль характеризовали такие признаки:
- неотъемлемость от практической жизни, тождество обычаям, совокупности поступков общественных индивидов;
- обусловленность поведения индивида нормами и запретами, которые распространялись на все сферы жизни;
- непосредственный коллективизм и равенство.
Для обоснования защиты марксистской концепции происхождения морали было мобилизовано многих советских философов. Нередко она подвергалась вульгаризации, поскольку этику подчиняли конкретным политическим целям. А в годы ослабления тоталитарного режима стали заметными попытки выйти за идеологические рамки марксизма (тем более ленинизма).
Одними из самых убедительных в марксистской концепции является утверждение о времени возникновения морали, признание ее исторического характера, предоставление существенного значения социальному началу в ней (социальных предпосылок возникновения морали), анализ морали в системе общественных отношений и форм общественного сознания, Использование эмпирического материала (фактов истории, этнографии, искусства и т.д.). Одновременно в ней много неубедительного, противоречивого, тенденциозного и даже несовместимого с принципом гуманизма.
Итак, морали предшествующих доморальном формы регулирования поведения человека. Природными предпосылками возникновения морали были коллективные инстинкты, а социальными - усложнение общественной жизни, возникновение нетрадиционных конфликтов и невозможности разрешить их привычными средствами. Существенную роль в возникновении морали сыграло зарождение самосознания индивидов.
Практическое задание
Дайте этико - нравственный анализ Закона РФ « О полиции» (2011 г.). Какие моральные принципы он отражает?
Решение
Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе "О полиции".
Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).
Критерии принципов деятельности полиции следующие:
- положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;
- принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;
- несоблюдение требований
- принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.
Основной принцип деятельности полиции - принцип уважения прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.
Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.