Этические учения Древней Индии и Древнего Китая. Этика Античности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:52, контрольная работа
Краткое описание
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов – все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока.
Содержание
Этические учения Древней Индии и Древнего Китая 3 Этика Древней Индии 4 Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности 5 Этика будизма 7 ЭТИКА АНТИЧНОСТИ 8 Этика софистов. 8 Этика Аристотеля. 10 Этика стоицизма. 11 Этика неоплатонизма. 11 ЛИТЕРАТУРА 12
«БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра: «Философии,
истории и политологии»
СУРС
«Этические учения
Древней Индии и Древнего Китая.Этика
Античности»
Выполнил
Проверил
Студент гр.МТ-21
преподаватель
Шведов А.Л.
Козороз И.Н.
Гомель 2014
Оглавление
Этические учения
Древней Индии и Древнего Китая
Первые зачатки этических знаний
появляются в государствах Древнего
Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия),
которые начали складываться
в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного
земледелия в бассейнах «великих
рек». Ритмичность природной стихии,
необходимость организованных коллективных
усилий в производительной сфере,
стремление сохранить природное
равновесие и обеспечить незыблемость
и эффективность государственных
устоев, а также глубокие корни
и распространенность религиозных
культов – все это предопределило
образ жизни людей Древнего
Востока. Жизнь человека – от
рождения до смерти – подчинялась
социальным нормам и предписаниям,
а следование им являлось главным
условием его бытия; личностью
он еще не стал и силы
свои тратил на то, чтобы занять
соответствующую ячейку в сетке
общественного устройства, которое
обеспечивало ему чувство сопричастности
с другими и личную безопасность.
На Востоке
мудрость идет «от жизни», а
не от науки, поэтому и восточные
этические учения отличаются
от западных своей ориентацией
на образ жизни, на общественно-производственную
и обыденную деятельность людей.
Развитие этической мысли этого
региона шло в особых социокультурных
условиях, среди которых выделяются
следующие:
- культ прошлого и
жесткий контроль за соблюдением
традиций;
- настороженное отношение
ко всему новому и принятие
его только в рамках сложившихся
традиций;
- подчиненность индивида
социальной группе, ее нормам, обычаям;
- преобладание идеалов
коллективизма, обусловленное страхом
«потерять себя», не вписаться
в социальную общность;
- нивелировка личности,
подчинение ее интересам социума;
- усложненная система
ритуалов и церемоний.
Примером воплощения
этих социокультурных парадигм
могут служить этические учения
Индии и Китая, стран, дольше других
сохранявших свою самобытность.
Окончательно они
оформились в середине I тыс. до
н.э., хотя возникли значительно
раньше. По своему отношению к
ведическому канону они разделяются
на две группы.
Ортодоксальные системы,
опирающиеся на Веды, представляет
брахманизм и возникшие на
его основе философские школы
(даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога,
ньяя, вайшешика. К неортодоксальным
направлениям относятся буддизм,
джайнизм, локаята – чарвака.
Брахманизм (Брахма –
верховное божество Древней Индии,
имя которого означает «благочестивая
жизнь», «благоговение») представляет
мир как соединение духовной
субстанции (Брахма) с материальным
началом, в результате чего образуется
все сущее. Ближе всего к Брахме
находятся боги и полубоги
– асуры, за ними следуют четыре
касты человеческого общества: жрецы
(брахманы), воины (кшатрии), земледельцы
(вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже
находятся животные, духи умерших
и т.д. Для каждой из каст
предусмотрена совокупность правил
поведения (дхарма), которыми определяется
нравственная ценность всякого
существа. Индивидуальная душа бессмертна,
она переходит из одного тела
в другое (сансара) соответственно
накопленной за время жизни
положительной либо отрицательной
карме (принцип посмертного воздаяния).
Всякое нарушение кастовых норм
оценивается негативно. Нравственным
идеалом является безропотное
выполнение общественных обязанностей,
даже самых неприятных, и постоянное профессиональное
совершенствование, что дает надежду на
более высокое рождение в будущей жизни.
Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных
людей, объясняются как результат отрицательной
кармы, накопленной ими в прошлой жизни.
Этика Древней
Индии
Несколько по-иному
строится этика буддизма, возникшего
в Индии и VI и до н.э., а позднее
переместившегося в Китай, Японию
и другие страны. Согласно учению
Будды (Сиддхартха Гаутама, живший
в 563-483 до н.э.), всякое пребывание
в несовершенной телесной оболочке
негативно, поэтому истинный просветленный
праведник стремится к нирване
– высшему блаженству, связанному
с полной остановкой круговорота
телесных перерождений и слиянием
с духовным первоначалом мироздания.
Достичь нирваны можно уже
в этой жизни, усвоив «четыре
благородные истины»: 1) жизнь и
телесной оболочке есть страдание;
2) источник страдания – желания;
3) чтобы избежать страданий и
новых физических рождений следует
избавиться от желаний; 4) средство
избавления от желаний – прохождение
«восьмеричного пути спасения».
Суть последнего состоит в
осознании четырех истин и
реализации их через полное
самоотречение и отрешенность
от внешнего мира. Восьмеричный
путь включает в себя: 1) правильное
понимание; 2) правильное стремление;
3) правильную мысль; 4) правильную
речь; 5) правильное действие; 6) правильный
образ жизни; 7) правильные усилия;
8) правильную концентрацию. Нравственным
идеалом является мудрец –
архат, безучастный ко всему, полностью
погруженный в медитацию, а также
благочестивый монах – бодхисатва,
самоотверженно проповедующий истины
буддизма среди других людей.
Похожим образом
раскрывается и этика джайнизма, в
основу которой положен принцип «ахимсы»
– непричинения вреда живому. Материалистическое
направление локаята-чарвака в этике развивало
идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться
к наслаждениям, однако не приобрело широкой
популярности.
Каждая из
неортодоксальных школ по-своему
стремится снять социальную напряженность,
возникшую в Индии в середине
I тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся
кастовой системе. Уводя человека
от общественной жизни, давая
ему другие нравственные ориентиры,
они периодически приобретают
актуальность и в более поздние
эпохи, в частности, в наше время.
Эти учения
тоже можно условно разделить
на древнейшие традиционные –
ортодоксальные направления, опирающиеся
на пятикнижие (У-цзин) конфуцианского
канона, и более поздние – неортодоксальные
школы (даосизм, легизм), возникшие в
VI-III вв. до н.э.
Основоположник конфуцианства
философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551 –
479 до н.э.), и его последователи обобщили
духовное наследие более ранних эпох,
придали ему законченный вид и сделали
основой системы образования, необходимой
для занятия любой государственной должности.
Основной источник этики конфуцианства
– книга «Беседы и суждения» (Луиь-юй),
в которой в форме философских притч и
афоризмов высказываются суждения о должном
поведении людей, основанном на трех понятиях
– «человеколюбии», «золотой середине»
и «взаимности». Все вместе они определяют
«правильный путь», следуя которому человек
будет жить счастливо, в согласии с собой
и другими людьми. Взаимность (шу) получила
название «золотого правила» нравственности.
Конфуций определил ее так: «Не делай другим
того, чего не желаешь себе». Человеколюбие
(жэнь) ориентирует людей на почитание
прошлого, уважение к старшим. «Золотая
середина» (чжун юн) – удел мудрых правителей,
способных к сдержанности и осторожности.
Нравственным идеалом является «благородный
муж», всесторонне эрудированный государственный
деятель, просвещенный знаток ритуалов,
который постоянно заботится о своих подданных,
воздействуя на простолюдинов не принуждением,
а исключительно собственным положительным
примером.
Даосизм в лице
Лао-цзы (604-? до н.э.) и его последователей,
авторов сборника «Сокровищница
дао», основной частью которого
является знаменитая «Книга о
дао и дэ» (Дао дэ цзин), нравственным
идеалом считает мудреца-отшельника,
полностью устранившегося от
социальной активности, занятого
внутренним духовным совершенствованием.
Цель человеческого бытия состоит
в постижении великого пути
– дао, которому в своем развитии
следует все сущее. С помощью
специальных гимнастических упражнений,
психофизической тренировки, углубленной
медитации праведник учится интуитивно
следовать естественному ходу
вещей, достигать поставленных целей,
не вмешиваясь в течение событий.
Таким образом,он реализует принцип
«деятельного недеяния», «ничего
не делая – всего достигает»,
безгранично усиливает собственный
духовный потенциал и в конечном
итоге приобретает качества мага,
бессмертного чудотворца. В дальнейшем
даосизм активно взаимодействовал
с китайским буддизмом, выполняя
сходную с ним социально-этическую
функцию.
Представители легизма – школы
«законников», возникшей в период окончательного
объединения Китайской империи, основной
упор делают на понятие закона (фа), который
должен проводиться в жизнь самыми жестокими
средствами. По их мнению, средоточием
морали является полубожественная личность
императора, который через государственных
чиновников должен держать подданных
в постоянном страхе. Только тогда все
правонарушения исчезнут, и в обществе
воцарится порядок и гармония. Господство
этики легизма длилось недолго. Первоначально
вступив в конфронтацию с конфуцианством,
идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем
диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием
принцип человеколюбия и оказалась поглощена
им.По-иному – и в древности, и в настоящее
время – выстраивалась система этической
аргументации и моральных регулятивов
на Западе. Поэтому, прежде чем перейти
к рассмотрению этики античности – этики
Древней Греции и Древнего Рима, следует
остановиться на особенностях, отличающих
развитие западноевропейской этики (которая
и станет основным предметом нашего изучения)
в целом.
Античная этика
как учение о добродетелях и совершенной
личности
Создание основ
научного знания можно назвать
специфической чертой древнегреческой
культуры. Другой ее особенностью
было формирование рабовладельческой
демократии как формы социальной
жизни. Обе предпосылки обусловили:
Особенности древнегреческой
этики:
1) светская, нерелигиозная
этика, опирающаяся в своих построениях
на идеалы естествознания;
2) рационалистическая этика,
которая считает разум лучшим
руководителем нравственной жизни;
3) нравственным идеалом
является мудрей, т.е. человек, обладающий
полнотой разума.
4) индивидуально-личностная
этика, согласно которой задача
человека состоит в максимальном
самораскрытии своих возможностей.
В
большинстве этических
учений подразумевалось, что такое
самораскрытие идет на благо
полиса, индивидуальная этика находилась
в гармонии с социальной.
Основные проблемы
древнегреческой этики:
1 )проблема истинного
блага: как составить иерархию
благ в жизни человека, чтобы
она соответствовала нравственным
критериям;
2)проблема отношения
к наслаждениям: выделение предпочтительных
в нравственном отношении наслаждений,
определение статуса наслаждений
при построении нравственной
жизни;
3)проблема приобретения
добродетелей, т.е. положительных нравственных
качеств, приближающих человека
к истинному благу. Наиболее
почитаемыми добродетелями считались
мудрость, мужество, умеренность и
справедливость. Выделенные проблемы
получили свое разрешение в
ряде учений.
Основные учения древнегреческой
этики
Основное направление
развития античной этики связано
с переходом от провозглашения
власти всеобщего над человеком
(Семь греческих мудрецов) к идее
единства индивида и государства,
предполагающей обоснование самоценности
человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель),
и, наконец, к противопоставлению
человека миру социального бытия,
выработке рецептов для ухода
в свой собственный, внутренний
мир (эпикуреизм, стоицизм).
Первый
этап в развитии зрелого этического
сознания Древней Греции представлено
учением софистов (V в. до l1.э.), знаменующим
собой своеобразный период сомнения
в предмете этики, т.е. отрицания
морали как чего-то безусловного
и общезначимого.
Просветительская
деятельность софистов, направленная
против морального догматизма, имела
ярко выраженный гуманистический
смысл: в центре их внимания
человек (как самодостаточная ценность),
имеющий право на творчество
морального закона. Справедливо
подчеркивая изменчивость моральных
представлений, роль относительного
в морали, софисты выдвигали позицию
морального релятивизма, утверждая,
что у каждого человека свое
представление о смысле жизни,
счастье, добродетели. (Целесообразно
в этом ключе проанализировать
основоположение Протагора: "Человек
есть мера всех вещей", а
для понимания скептических ориентаций
софистов поразмышлять над триединым
тезисом Горгия: 1) ничего не существует,
2) если что-то и существует, то
оно непознаваемо, 3) даже если
оно и познаваемо, то такое
познание невыразим.
Скепсис
софистов позволил им усомниться
в том, что считалось несомненным
(не в этом ли вообще состоит
"привилегия" философского взгляда
на мир?), - в общезначимости морали.
Это обстоятельство, а также тот
факт, что софисты гипертрофировали
роль индивидуального творчества
нравственных ценностей (т.е. пришли,
по существу, к идее их плюрализма)
и не предложили удовлетворительной
позитивной этической платформы,
стимулировало развитие философской
мысли Древней Греции по линии
усиления интереса к моральной
проблематике.
Сократ в противовес
софистам считал, что все частные
мнения о добре относительны
в сравнении с истинным понятием
добра. Задача личности - «познать
самого себя», т.е. перейти от «мнений»
к знанию о добре, которое приобретается
благодаря разуму. Знаменитые «сократические
диалоги» показывают, каким образом
разум может проясниться до
понимания истинной, а потому
единственной и всеобщей нравственности.
Разве, зная истинный путь жизни,
кто-нибудь пойдет безнравственным?
Таким образом, для Сократа быть мудрым
и быть нравственным - одно и то же. Безнравственность
же — разновидность безумия. Все люди
желают блага, значит, никто не делает
зла по своей воле, зло - это ошибка в суждении,
ведущая, как и всякая ошибка, к несчастью.