СОДЕРЖАНИЕ
1.
ВКЛАД АРИСТОТЕЛЯ
В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ ..........3
2.
СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ
И ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗМА,
НЕОЛИБЕРАЛИЗМА ............................................................................................6
3.
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ
ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ....................................................................................................12
4.
ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО. ПРОЧИТАЙТЕ КНИГИ
1, 2, 4 И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ .................................................................................17
УПРАЖНЕНИЯ:
ТЕМА 2 ЗАДАНИЕ 6, ТЕМА 16 ЗАДАНИЕ 4 ....................22
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................24
1.
Вклад Аристотеля
в развитие политической
мысли
Аристотель
- (384 до н.э., Стагира, Халкидики – 322
до н.э., Халкис, о.Эвбея в Эгейском
море) – великий древнегреческий
философ, энциклопедист, систематизатор
знания. Сохранившиеся работы мыслителя,
представляющие собой свод трактатов
и ряд отрывков (некоторые из них
признаны учеными подлинниками, другие
– изложениями, третьи – подложными)
по существу охватывают все направления
современных Аристотелю философии
и науки в целом. Среди дошедших
до нас сочинений особо выделяются:
"Органон" (греч. "Орудие") –
сборник трактатов по логике, понимаемой
как средство научного познания; естественнонаучные
работы – "Физика", "О небе",
"О душе", "История животных"
и др.; "Риторика"; "Метеорология";
"Метафизика" – составленный уже
после смерти мыслителя свод трактатов
об исследовании сущности бытия с
помощью умозрения; этические сочинения
– "Никомахова этика", "Эвдемова
этика"; политические, педагогические,
исторические труды – знаменитая
"Политика", "Афинская полития",
эстетическая работа "Поэтика". Вклад
в развитие политической мысли Аристотеля
настолько огромен, что его выводы
будут представлены читателю на многих
страницах данной книги. Труды философа
об обществе и государстве – прежде всего
"Политика" – представляют собой
наиболее полную систематизацию социально-политического
знания и практики городов-полисов Древней
Греции, для которой характерна неразделенность
политических и морально-этических вопросов.
С этим связано и особое видение целей
любого политического сообщества и политики
вообще – они направлены на достижение
счастья, блага людей (идея, значительно
повлиявшая на европейскую политическую
философию, которая подробно рассматривается
в "Никомаховой этике" и "Эвдемовой
этике"), а также основ нормального государственного
устройства в виде правосудия, добродетелей
и дружбы. Для развития основ политической
мысли особенно важно то, что Аристотель
выделил в рамках философии собственно
политическую науку в качестве знания
о государстве (полисе), которое дает не
только общие объяснения, но и приносит
практическую пользу. Государство, по
Аристотелю, – это высшая форма общения
людей, возникающая "ради благой жизни
между семействами и родами", т.е. для
достижения блага как конечной и высочайшей
цели из всех возможных, а не для безопасности
или имущественной выгоды. Мыслитель считал
государство первичным по отношению к
человеку или семье, оценив его как активное
начало (энтелехию). В состав государства
философ включил свободных людей и их
сообщества, но вывел за его рамки рабов,
считая их одушевленными инструментами
для выполнения физической работы. Поэтому
для Аристотеля, в отличие от многих античных
мыслителей, рабство этически оправдано
и связано со сферой имущественных отношений.
Специфический взгляд на государство
предполагал и особое видение человека
как такового. У Аристотеля человек по
своей природе – zoon politikon, или животное
политическое, государственное (это равноценно).
Если такое существо живет в силу своей
природы вне государства, а не по неким
обстоятельствам, то оно или выше человека,
т.е. бог, или недоразвито в нравственном
смысле, значит, обычное животное. Соответственно,
совершенный человек – это гражданин
совершенного государства-полиса. Трактат
"Политика" почти полностью посвящен
древнегреческим городам-государствам
– полисам, в которых Аристотель видел
самую развитую форму политической организации,
а также различным вариантам государственного
устройства. Считается, что философ и его
ученики изучили историю и типы государственности
158 полисов, однако сохранилось лишь одно
сочинение из этого первого, вероятно,
масштабного проекта сравнительных исследований
"Афинская полития". Политические
разработки Аристотеля с учениками не
ограничивались только анализом государственно-правовых
и институциональных аспектов государства,
но также отличались акцентом на изучении
социокультурных особенностей полисов
(напр., на ценностных ориентациях правителей).
Эти исследования были нацелены на создание
теоретической модели идеального государства.
Аристотель предложил известнейшую классификацию
форм государственного устройства на
основании двух критериев – количества
правителей и этической природы режима,
выделив три "правильные" формы –
монархию, аристократию, политию (точнее
– политейю, т.е. правление большинства),
при которых власть имущие руководствуются
высшим благом государства, т.е. общей
пользой. Однако они способны выродиться
в три "неправильные" формы – соответственно
тиранию, олигархию и демократию ("наименее
неправильная из неправильных", ее цель
– свобода), при которых правители действуют
сугубо в своих личных либо групповых
интересах в ущерб лишенным власти согражданам.
Аристотель полагал, что идеальная форма
правления – аристократия или монархия,
при которых правители обладали бы абсолютной
добродетелью, но поскольку подобное утопично,
то наилучшей из реально возможных форм
является полития, сочетающая в себе положительные
черты всех "правильных" форм устройства
и обеспечивающая тем самым стабильность
и справедливость.
2.
СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ
И ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗМА,
НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
Либерализм
стал исторически первой формой идеологий
в Новое время. Он оформился в
борьбе против феодальных порядков в
XVII-XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего
времени либерализм является одним из
ведущих направлений в области социально-философской,
политической мысли и одним из влиятельнейших
социально-политических течений.
Либерализм
имеет много ипостасей как
в историческом, так и в национально-культурном
и идейно-политическом измерениях.
В трактовке основополагающих вопросов,
касающихся взаимоотношений общества,
государства и отдельного индивида,
либерализм представляет собой весьма
сложное и многоплановое явление,
проявляющееся в различных вариациях,
отличающихся как внутри отдельных
стран, так и особенно на межстрановом
уровне. Он ассоциируется с такими
ставшими привычными для современного
общественно-политического лексикона
понятиями и категориями, как
идеи самоценности индивида и соответственности
за свои действия; частной собственности
как необходимого условия индивидуальной
свободы; свободного рынка, конкуренции
и предпринимательства, равенства
возможностей и т.д.; разделения властей,
сдержек и противовесов; правового
государства с принципами равенства
всех граждан перед законом, терпимости
и защиты прав меньшинств; гарантии
основных прав и свобод личности (совести,
слова, собраний, создания ассоциаций
и партий и т.д.); всеобщего избирательного
права и т.д.
Очевидно,
что либерализм - это комплекс принципов
и установок, которые лежат в
основе программ политических партий
и политической стратегии того или
иного правительства или правительственной
коалиции либеральной ориентации. Вместе
с тем либерализм - это не просто некая
доктрина или кредо, он представляет собой
нечто неизмеримо большее, а именно тип
и способ мышления. При всей своей многовариантности
либерализм имеет общие корни и определенный
комплекс концепций, идей, принципов и
идеалов, в совокупности делающих его
особым типом общественно-политической
мысли.
Термин
либерализм происходит от латинского
''liberalis'' - свободный, имеющий отношение
к свободе. Большинство исследователей
либеральной политической идеологии считают
временем её зарождения - конец XVII века,
а идейным ядром - теорию ''общественного
договора''. Наиболее полное, завершённое
развитие идеи этой теории получили в
работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье
(1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).
В целом
либеральное мировоззрение с
самого начала тяготело к признанию
идеала индивидуальной свободы в
качестве универсальной цели. Более
того, гносеологической предпосылкой
либерального мировоззрения является
вычленение человеческой индивидуальности,
осознание ответственности отдельного
человека за свои действия как перед
самим собой, так и перед обществом,
утверждение представления о
равенстве всех людей в своем
врожденном, естественном праве на
самореализацию. Поэтому неудивительно,
что на первоначальном этапе комплекс
ценностей и идей, составляющих сущность
либерализма, включал индивидуальную
свободу, достоинство человеческой
личности, терпимость.
В
XIX и XX в что большинство представителей
либерализма были устремлены на поиск
путей приспособления классического наследия
к постоянно изменяющимся условиям.
Важнейшие
положения либерализма приобрели
функцию защиты интересов привилегированных
слоев населения. Обнаружилось, что
свободная, ничем не ограниченная игра
рыночных сил отнюдь не обеспечивает,
как предполагалось, социальную гармонию
и справедливость. Как отмечал один из
приверженцев либерализма того периода
Г. Самуэль, "народ горьким опытом скоро
убедился в том, что "свободной игры
понятого собственного интереса", на
которую манчестерская школа возлагала
все свои надежды, недостаточно для достижения
прогресса; что "самодеятельность и
инициатива" рабочего класса натыкаются
на столь большие препятствия, которые
не могут быть преодолены без посторонней
помощи; что беспомощность и нищета, дурные
условия наемного труда, низкий уровень
жизненных потребностей все еще встречаются
на каждом шагу".
Поэтому
неудивительно, что выдвинулась
целая плеяда политэкономистов, социологов,
политологов и политических деятелей,
выступивших с предложениями
о пересмотре важнейших положений
классического либерализма и
осуществлении реформ, призванных ограничить
произвол корпораций и облегчить
положение наиболее обездоленных слоев
населения. В этом плане большую
роль сыграли английские политические
мыслители Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз
и др., протестантский священник
и публицист Ф. Науман, а за ним
экономисты В. Репке, В. Ойкен в Германии,
Б. Кроче в Италии, Л. Уорд, Дж. Кроули,
Ч. Бирд, Дж. Дьюи и др. в США, сформулировавшие
ряд новых важнейших принципов
либерализма, который получил название
"новый либерализм".
Для
политической идеологии либерал-реформизма
в целом характерны ориентация на
социальное реформирование, стремление
примирить равенство и свободу,
акцент на этике общества и специфическом
социальном благе индивида, осознание
того, что идеал политической свободы
человека не только не отрицает, но и
предполагает меры по защите индивида
от обстоятельств, которым он бессилен
противостоять, отстаивания идеи согласия
всех и подчёркивание нейтральности либеральной
политики.
В
рамках этой системы, модифицировав
и пересмотрев ряд постулатов
классического либерализма, были сформулированы
и реализованы принципы и меры,
которые привели к расширению
регулирующей роли государства в
целях реализации первоначальных либеральных
ценностей защиты прав и свобод человека.
Несмотря
на большие отличия в ценностных
ориентациях между классическим
и новым либерализмом существует
глубокая преемственность, которая
позволяет относить эти два идеологических
течения к одной либеральной
политико-философской парадигме.
Преемственность
между “классической” и “новой”
либеральной теорией оказалась
возможной благодаря существенной
переработке социально-философских
основ либерализма начала XIX в., связанной
главным образом с творчеством Дж. С. Милля.
Милль
был одним из тех, кто наполнил
центральный для либеральной
философии принцип индивидуализма
новым содержанием. Он попытался
отойти от свойственного “классическому
либерализму” представления о том,
что общество - это механическая
сумма индивидов, преследующих эгоистические
цели и интересы. В его понимании
человек - существо социальное, и общественный
прогресс связан с развитием институтов,
воспитывающих в нем “социальные”
качества. Следовательно, соперничество
и конкуренция - это не единственно
возможная форма человеческого
общежития, люди способны к осознанию
своих высших, “социальных” интересов,
а значит, к сотрудничеству и взаимодействию,
к принятию решений, основанных не на
сиюминутной корысти, а на долгосрочном
просчете интересов, связанном с
благом других людей.
Благодаря
Миллю, понятие “индивидуализм”
получило новое этическое содержание,
связанное с признанием высшей ценности
уникального человеческого “я”,
права человека на развитие всех его
сил и способностей. Именно концепция
индивидуальности как высшей ценности
рассматривалась Миллем в качестве
главного аргумента в пользу его
знаменитого “принципа свободы”,
согласно которому “единственная цель,
оправдывающая законное применение
власти к члену цивилизованного
общества против его воли, есть предотвращение
вреда для других людей. Его собственное
благо, физическое или моральное, не
является основанием для такого вмешательства...
Единственный вид поступков, в которых
человек несет ответственность
перед обществом, есть поступки, затрагивающие
других людей. Во всем, что касается
его одного, он по праву абсолютно
независим”. По мысли Милля, этот принцип
призван обеспечить человеку относительную
автономию, необходимую для развития
индивидуальности, для защиты от “коллективной
посредственности”. И вместе с тем,
важное значение английский философ
придавал ответственности, которую
рассматривал как оборотную сторону
свободы.
В
основе “новой либеральной теории”
лежала позитивная концепция свободы,
разработанная профессором Оксфордского
университета Т.Х. Грином, опиравшимся
на традиции немецкой идеалистической
философии. Грин вслед за Гегелем
рассматривал историю как борьбу
за нравственное совершенствование
человека, реализующуюся в попытках
создать социальные институты, способные
обеспечить условия для осуществления
интеллектуальных и моральных возможностей
людей. Он настаивал на органическом
понимании общества как целого, образуемого
взаимозависимыми частями. Право на
свободу - право социальное, оно, по
Грину, вытекает из факта принадлежности
к обществу. Свобода в его понимании
означает не просто отсутствие ограничений,
но “позитивную способность или возможность
делать что-то или пользоваться чем-то,
заслуживающим наших усилий и внимания,
наравне с другими”.
Свобода не даёт человеку права ограничивать
возможности других: люди должны иметь
равные возможности для самосовершенствования.
Исходя из этого, Грин утверждал, что цель
общества - создать каждому своему члену
условия для достойного существования.
В связи с этим либералам следует пересмотреть
свое отношение к государству: закон не
обязательно ограничивает свободу, он
может ее расширять, устраняя то, что ей
препятствует.
Таким
образом, “новый либерализм” решительно
отказывался от классической доктрины,
радикально пересмотрев отношение
к свободной конкуренции и
функциям государства. При этом в
политической сфере приоритет отдаётся
демократической форме государственности:
''…демократия подразумевает, что
личность представляет собой начальную
и конечную реальность. Она признаёт,
что во всей своей полноте значение
личности может быть познано индивидом
лишь так, как он уже представлено
ему в объективной форме в
обществе.'' Опираясь на эти идеи, “новые
либералы” обосновывали программу
мероприятий, призванных обеспечить социальные
права, без которых невозможны свобода
и достойная жизнь. Эта программа
включала создание общественной системы
образования, установление минимальной
заработной платы, контроль за условиями
труда, предоставление пособий по болезни
и безработице и т.п. Средства
на проведение этих реформ должны быть
получены за счет прогрессивного налогообложения.
3.
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ
ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Предметом
политического конфликта всегда
является власть. Власти неоткуда взяться,
кроме как из недр социальной жизни,
в конце концов, политический уровень
бытия можно даже считать уровнем
социального взаимодействия. Притягательной
стороной политической власти является
то, что она воздействует на мир
предметов.