Государственные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Понятие целей и задач государства. Функции как средство реализации государственных задач……………………………………………………………………………..…….6
2. Понятие и структура механизма государства…………………………………..11
3. Государственный орган и его признаки………………………………….……..13
4. Виды органов государства……………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные учреждения 1в..doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1. Понятие целей  и задач государства. Функции  как средство реализации государственных  задач……………………………………………………………………………..…….6

2. Понятие и структура механизма государства…………………………………..11

3. Государственный орган и его признаки………………………………….……..13   
4. Виды органов государства……………………………………………………….15  
Заключение…………………………………………………………………………..18

Список  использованных источников………………………………………………19

 

     Введение

      Власть  — одно из фундаментальных начал  общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической  властью.

      Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

      Вопрос  о целях, задачах и функциях государства  имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,  внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

     И наконец, вопрос функций государства  остается и к настоящему времени  дискуссионным. Существуют различные  подходы к их определению и  классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях. 
 

 

     

1. Понятие целей  и задач государства.  Функции как средство  реализации государственных задач

     Один  из возможных вариантов краткого общего определения государства имеет следующую формулировку. Государство - это организация политической власти,  необходимая для выполнения как сугубо классовых задач,  так и преследования общих целей,  вытекающих из природы всякого общества1. В связи с этим, рассматривая вопрос о целях и задачах государства, необходимо пояснить тезис о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства.

      Марксизм  научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

     В частности, следует признать ошибочной  общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

     Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве,  содержал упрощенное,  одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.

     Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно  отвергал  как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.

     Итак, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет  и общечеловеческую миссию, без которой  не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится  прежде всего осуществление разнообразных  коллективных потребностей общества:  организация  здравоохранения,  образования,  социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.

     Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

     Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.

     Следует иметь в виду, что соотношение  между общечеловеческим и классовым  в государстве в разные эпохи  не одинаково, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Соответственно в определенных условиях, например в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

     Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых  начал (сторон)  государства в современных условиях,  трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.

     Государство, представляющее собой преимущественно  орудие социального компромисса, соответствует  уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.

     Демократическое,  цивилизованное государство,  пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

     Рассмотрение  понятия задач и целей деятельности государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его основными функциями.

     Задачи  и функции государства — явления  соотносимые,  тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства2.

     В свою очередь, функции государства  представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

     Не  следует также смешивать функции  государства с принципами его  формирования и деятельности. Некоторые  авторы относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия,  видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства,  а один из закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

     Термин "функция" имеет в отечественной  и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане  он рассматривается  как  "внешнее  проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".

     Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства,  обусловленные его сущностью и содержанием,  а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

     В отечественных и зарубежных академических  источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

     Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной  юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

     Не  всеми авторами такое представление  о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства",  и соответствии с которым им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

     Еще раньше названного варианта трактовки  функций государства в западной,  а отчасти и в отечественной  юридической литературе, широко допускалось  их отождествление как основных направлений  деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось  при рассмотрении  деятельности  государства как "чисто юридического  феномена",  сугубо юридического  лица и как своеобразной корпорации.

     Помимо  названных вариантов понимания  и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"4. При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики,  его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

Информация о работе Государственные учреждения