Демократия как тип политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.
Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.
Актуальность исследования определило тему контрольной работы: «Демократия как тип политического режима».
Цель: рассмотреть основы демократии как типа политического режима.

Содержание

Введение
1. Сущность демократического политического режима
2. Основные формы демократии
3. Теоретические модели демократии
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб. по политологии.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирская  академия государственной  службы»

Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке  
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

по дисциплине «Политология» 

по теме: Демократия как тип политического режима 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                             студент гр. Г-682

                                                                                                Разгоняев К. В.

Проверил:                                                                             К. соц. Н., доцент

                                                                                                 Боброва Г. Е. 
 
 
 
 

НОВОКУЗНЕЦК 2010 г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

       Введение

       1. Сущность демократического политического  режима

       2. Основные формы демократии

       3. Теоретические модели демократии

       Заключение

       Список  нормативных актов и литературы

 

        ВВЕДЕНИЕ

       Проблема  демократии и ее роли в общественно-политической жизни одно из центральных мест в политологии. Понятие «демократии» затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

       Для понимания данной проблемы нужно  сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

       В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

       Каждому историческому типу государства, соответствовала  своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

       Актуальность  исследования определило тему контрольной  работы: «Демократия как тип политического режима».

       Цель: рассмотреть основы демократии как  типа политического режима.

       Задачи:

       1. Изучить сущность демократического  политического режима.

       2. Рассмотреть основные формы демократии.

       3.Проанализироватьть  теоретические формы демократии.

       Предмет исследования: демократический политический режим.

       В качестве теоретической базы, были использованы следующие литературные источники: Алексиса де Токвиля, Д. Брайса, П. И. Новгородцева, Х. Кельзена и др.

 

        1. СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  РЕЖИМА

       В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Более развернутое определение  демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной речи (1863г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теории демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство(марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

       Первое  представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как «правление всех». Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия «все» и «народ» не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

       В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты – лучше нас, а нам не нужно лучших».[2,C. 237] Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан в средневековых муниципальных демократиях – в феодальных городах-республиках.

       Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической  тенденции, явились Английская революция (1688г.). Война за независимость Северной Америки (1775-1783гг.) и Французская революция (1790г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) – были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

       Но  более зрелых форм демократии достигла в середине 20 в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

       Современные политики подчас злоупотребляют словом «демократия». Большинство современных  партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод что демократия – это «понятие решительно не поддающееся определению». Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.[1, C. 132]

       Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

       Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур. Рассмотрим некоторые из них.

       1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

       2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

       3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин – один голос» раскрывает смысл политического равенства.

       4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свободы – это  защищенность личности от произвола  других людей и власти, защита  от нищеты и голода. В преамбуле всеобщей декларации прав человека, принятой генеральной ассамблеей ООН в 1948г. описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с некоторыми категориями прав.

       5. Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают  граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право  на частную жизнь, право не  подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания и др.

       6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

       7. Социальные и экономические права.  Реализация этих прав – необходимое  условие обеспечения политического  равенства. Связано, это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). [6, C.65]Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

       Рассматривая  перспективы развития демократии, ряд  авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства  в сфере экологии.

       Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

       Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

Информация о работе Демократия как тип политического режима