Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа
Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
1. Политический режим: понятие и классификация 3
2. Характеристика основных типов политических режимов 6
2.1 Демократический государственно-политический режим 6
2.2 Авторитарный государственно-политический режим 10
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим 14
Список использованных источников 17
СОДЕРЖАНИЕ
1. Политический режим: понятие и классификация 3
2. Характеристика основных типов политических режимов 6
2.1 Демократический государственно-политический режим 6
2.2 Авторитарный государственно-политический режим 10
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим 14
Список использованных источников 17
Основные категории: политический режим, тоталитарный режим (тоталитаризм), авторитарный режим (авторитаризм), демократический режим (демократия).
Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Для характеристики формы государства имеет большое значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), а также в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим
Политический режим
Политический режим
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):
Демократический политический режим – это такой режим, при котором источником власти является народ1.1
Он основывается на демократических
методах и средствах
Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;
5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его;
6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
Демократия может
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Существуют условия
1) Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, наличием политического плюрализма;
2) Экономические условия предполагают наличие: высокого уровня индустриального и экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности;
3) Внешнеполитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, экономическим, культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также стабильными дружественными отношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы.
4) Социальные условия заключаются в относительно высоком уровне благосостояния граждан, в сглаживание социального неравенства, в рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), в социальном плюрализме и в наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
5) Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции.
6) Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).
Также существуют гарантии функционирования демократического режима. Такие гарантии, как:
Хотелось бы отметить, что без демократического политического режима в государстве невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и свобод человека. Именно на это в демократическом обществе направленно функционирование всех элементов политической системы.
Демократического общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально функционирующей подлинно независимой судебной системы, без равенства всех граждан перед законом и судом, независимо от имущественного и социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.
Истинно демократическое
государство ограниченно в
Однако демократический режим имеет некоторые проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. Многие ученые считают авторитарный режим промежуточным между демократией и тоталитаризмом3.3.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и
порядок ценятся при
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство - это я», высказанном Людовиком XIV.
Представительные органы
на всех уровнях, даже если и сохраняются,
превращаются в декорацию, прикрывающую
авторитарную власть. Господствующую
роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические
связи между институтами
Авторитарный режим
обеспечивает власть индивидуального
или коллективного диктата