Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 09:24, контрольная работа
Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 года отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, Урусов, Плевако и др.
1. Становление Советской адвокатуры
2. Советская адвокатура в период НЭПа
3. Советская адвокатура в период индустриализации и коллективизации СССР
4. Советская адвокатура после Великой Отечественной войны
План:
Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 года отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам, становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, Урусов, Плевако и др.
Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция 1917 года разрушила и судебные учреждения, и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда» - с торжеством говорил В.И.Ленин.
Место права заняло «правосознание революционного класса», а профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.
Итак, в октябре 1917 года
политическая власть в стране была
захвачена большевистской партией
и с этого момента с
24 ноября 1917 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял Декрет о суде №1. Этим декретом упразднялась адвокатура, прокуратура, органы уголовных расследований и вся судебная система. Этот Декрет стал первым законодательным шагом большевиков на пути создания нового правопорядка в теперь уже советском государстве. Также декрет установил, что интересы личности в суде может предоставлять любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин. В результате декрет обеспечил доступ к адвокатской деятельности практически для всех лиц без ограничения.
Большевики не имели полного представления, какова должна быть социалистическая адвокатура, но при этом понимали необходимость уничтожения институционных основ существующей.
Первый шаг на пути к поиску социалистической альтернативы адвокатуре был сделан большевиками 19 декабря 1917 года. В этот день Комиссариат юстиции издал предписание о создании местными советами коллегий обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах, которые должны быть организованы в каждой губернии и в городах с населением более 200 тысяч человек для рассмотрения дел о так называемых контрреволюционных преступлениях, совершенными государственными служащими. Прием в коллегии осуществлялся путем рекомендаций местных советов. Члены коллегии приглашались в революционные трибуналы для выполнения функций либо защитников, либо обвинителей.
7 марта 1918 года 1918 года
был издан Декрет о суде
№2, в котором было предписано
создание единой
Местными советами в августе-октябре 1918 года на всей территории, контролируемой большевиками, были изданы положения, которые устанавливали структуру и основные правила деятельности коллегий в регионах. Будучи схожими во многих отношениях, эти акты в некоторых вопросах были различны. Так, например, в Петрограде для правозаступников были установлены фиксированные оклады, равные окладам народных судей. В Москве же местным советом была принята система вознаграждений, которая, хотя и исключала передачу денег клиентом адвокату из рук в руки, однако допускала многое из принципов оплаты, применявшейся в частной практике и это, несомненно, не всем нравилось. Услуги клиенты оплачивали посредством центральной кассы коллегии по определенной схеме в зависимости от количества проведенных дел и уровня их сложности.
30 ноября 1918 года Всероссийский
центральный исполнительный
Для исключения личных контактов между адвокатом и клиентом закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвоката. Более того, адвокатам разрешалось выступать по гражданским искам только в том случае, если руководство коллегии признавало иск правомерным, а защиту по иску – необходимым. Тем самым государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде.
Следствием создания
такой адвокатуры стало стремительное
сокращение численности адвокатов.
Взяв на себя финансирование коллегий,
государство стало
К концу 1918 года участие защитников в уголовном судопроизводстве стало заметно ограниченным. Так, защитников, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Участие защитника в судебном разбирательстве стало выборочным, а не обязательным. Если по Декрету о суде №2 присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению «О народном суде» 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента за исключением относительно небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе шести заседателей.
Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам снижалась еще из-за появления в этот период большого количества чрезвычайных трибуналов. Эти учреждения служили главным орудием большевистской репрессивной политики. Во многих случаях, когда расследование производилось чрезвычайной комиссией (ЧК), приговор к смертной казни приводился в исполнение часто без судебного разбирательства и, естественно, без адвоката. Из отбывавших наказание в трудовых лагерях в 1919 и 1920 гг. больше половины были направлены туда в административном, а не судебном порядке. И даже когда закон допускал по разрешению судью участие защитника в деле, расследование по которому проводилось ЧК, на практике присутствие защитника было еще менее вероятным, чем обычных народных судах. В действительности дела в революционных трибуналах в этот период рассматривались без участия как прокурора, так и адвоката. На четвертом съезде работников революционных трибуналов постановили, что полная процессуальная форма с участием сторон будет соблюдаться только в исключительных случаях.
Сжатость и быстрота судебных процессов
во время гражданской войны
Летом 1920 г. коллегии обвинителей и защитников были распущены и прекратили свое существование. Им на смену пришли отделы юстиции, создаваемые в структуре местных органов власти. Их задачей являлось оказание юридической помощи населению. В большинстве, рассмотренных в этот период, в качестве защитников выступали консультанты. Во всей стране таких работников насчитывалось около 650. Очевидно, что при такой численности адвокатов граждане фактически были лишены права на получение квалифицированной правовой помощи.
За время гражданской войны
в советском правосознании
В марте 1921 г. большевики отказались от политики военного коммунизма и провозгласили введение новой экономической политики, суть которой сводилась к восстановлению элементом капиталистической экономики. Восстановление традиционного экономического уклада резко увеличило спрос на квалифицированную юридическую помощь. Работники местных отделов юстиции не могли удовлетворить такой спрос. В городах стала распространяться подпольная адвокатская практика. В такой ситуации перед комиссариатом юстиции встала дилемма: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика».
Летом 1922 года было принято новое Положение о коллегии защитников. По положению коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегиям была предоставлена значительная автономия. Как и до революции делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный срок общим собранием. Президиум наделялся такими полномочиями, как принимать и исключать членов коллегии, рассматривать дисциплинарную практику, организовывать юридические консультации для обслуживания населения. По положению адвокат имел право принимать клиентов на дому.
Система оплаты также во многом напоминала дореволюционную. Как правило, размер оплаты определялся взаимным соглашением между клиентом и членом коллегии защитников. С лиц, признанных судом неимущими или малоимущими, плата не взималась. Кроме того, с рабочих государственных или частных предприятий, а также служащих государственных учреждений плата взималась в соответствии с установленной таксой.
С целью контроля за деятельностью адвоката со стороны президиума на них положение возлагало обязанность представлять подробные отчеты о проведенных делах. Информация по всем аспектам дела, от юридических документов до расчетов между клиентом и адвокатом, подлежала регистрации в книгах для записи дел и представлялась в президиум коллегии.
Надзор за деятельностью коллегий возлагался на суды, исполкомы и прокуратуры на губернском уровне. Так, исполкомам было предоставлено право в течение одного месяца, со дня вынесения президиумом решения о приеме кандидата в члены коллегии, наложить вето на это решение и объявить его недействительным. В губернский суд или прокуратуру коллегии должны были высылать стенограммы всех заседаний коллегий. Дважды в год президиум был обязан представлять отчеты о деятельности коллегии в губернский суд.
Государство возложило на коллегии исполнение следующих публичных обязанностей: участие в делах по назначению суда и дежурство в юридических консультациях. По назначению адвокаты, как правило, вели уголовные дела, которые распределялись между членами коллегий по очереди. По закону защитники получали вознаграждение почти за все дела, хотя плата была чисто символической.
Государство проводило дискриминационную политику в отношении адвокатуры. Так, адвокатам, как членам свободной профессии, не предоставлялась бесплатная медицинская помощь, они были исключены из системы социального страхования, с них взимались высокие налоги, плата за квартиру и телефон была выше средней.
В начале 1928 года новую экономическую политику сменила политика индустриализации и коллективизации страны, проведение которой осуществлялось исключительно административными методами. Коммунистическая партия считала, что государство и право со временем отомрут, следствием чего явилось, в частности, сворачивание юридического обучения, а также упрощение производства по уголовным делам, что позволило судьям выносить решения по большинству дел без привлечения обвинителя или защитника. Государство считало, что в том виде, в котором адвокатура существовала при НЭПе, она больше существовать не может. Однако мнения о степени и характере необходимых преобразований адвокатуры были различны. Так, видный деятель коммунистической партии А.Сольц считал, что адвокаты и состязательный процесс являются пережитками старого режима и потому им нет места в социалистическом обществе. В обоснование этого подхода он указывал, что в связи с победой социалистического строя в России уничтожены коренные противоречия между личностью и государством и поэтому отпала логическая целесообразность состязательного процесса.
По мнению бывшего комиссара юстиции РСФСР Н. Крыленко, занявшего в 1927 г. пост председателя Верховного Суда РСФСР, состязательность процесса является «культурным достижением», которым нельзя пренебрегать, и, соответственно, адвокат должен остаться участником судопроизводства, однако его роль должна быть сведена до минимума. Именно эта точка зрения на адвокатуру взяла верх в советском руководстве.
Начиная с 1931 года право
стало играть роль охраны и защиты
созданных общественно-