Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 14:50, доклад
Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.
Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.
Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.
Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.
При этом, к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[50].
Особо следует подчеркнуть, что конкретные виды административных проступков определены не только в КоАП РФ, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации, поэтому их нарушение также влечет привлечение к административной ответственности.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законодательством субъектов Российской Федерации, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда личности и обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причиненного вреда или других обстоятельств.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Наравне с другими гражданами нашей страны и иностранными гражданами военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности за административные правонарушения, например, в области безопасности дорожного движения или правил рыболовства.
Существуют административные правонарушения, субъектом которых могут быть только должностные лица. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, предоставления информации, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Так, например, в административном порядке подлежат наказанию военнослужащие за нарушение правил размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (ст.ст. 7.29 – 7.31 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления государственных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и т. д. Складывающаяся по данному вопросу судебная практика исходит из того, что под должностными лицами понимаются и военнослужащие, исполняющие какие-либо функции нештатно, т. е. сверх обязанностей по занимаемой штатной должности[51].
Особенность ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что за ряд административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. В последнее время в российском законодательстве наблюдается тенденция увеличения доли административных правонарушений, за которые военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, и соответственно уменьшения доли административных правонарушений, за которые военнослужащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на общих основаниях, согласно КоАП РФ, наступает за следующие правонарушения:
– за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст.ст. 5.1 – 5.26);
– за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
– за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
– за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст.ст. 7.29 – 7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);
– за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
– за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
– за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);
– за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
– за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
– за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);
– за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.5);
– за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
– за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);
– за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1 – 18.4);
– за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).
Когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы (за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).
В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).
Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии:
1) крайней необходимости,
т. е. для устранения опасности, угрожающей
государственному или
2) необходимой обороны, т.
е. при защите государственного
или общественного порядка, собственности,
прав и свобод граждан, установленного
порядка управления от
Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Военнослужащие в таком случае не привлекаются и к дисциплинарной ответственности.
Привлечение военнослужащих к административной ответственности осуществляется органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся судьи, а также федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (ст. 22.1 КоАП РФ).
Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех областях общественных отношений, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.
Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по службе. Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной, к которой привлекаются работники, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
При установлении в действиях военнослужащего признаков административного правонарушения в большинстве случаев компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
В ряде случаев, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.
Информация о работе Административная ответственность военнослужащих