Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 03:59, реферат
Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным законодательством (ст.71 Конституции Российской Федерации). Что же касается законотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в данной сфере, то они распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Введение 3
1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ: общие положения. 5
2. Обращения граждан 7
2.1. Понятие обращения и его формы 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра «Административное и информационное право»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Административное право»
ТЕМА: «Административно-правовая защита прав граждан РФ»
Выполнил студент 2 курса, группы Ю2-7 Зерин Дмитрий Дмитриевич
|
Москва 2013
Содержание
Введение 3
1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ: общие положения. 5
2. Обращения граждан 7
2.1. Понятие обращения и его формы 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Говоря об административно-правовой защите прав субъектов административно-правовых отношений, традиционно принято выделять экономические, социальные, правовые гарантии, в том числе судебной защиты. В самом общем виде под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным законодательством (ст.71 Конституции Российской Федерации). Что же касается законотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в данной сфере, то они распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если административно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере управления стало уже привычным, а за последнее время и приоритетным институтом административного права Российской Федерации, то на уровне субъекта Российской Федерации существование такого института является принципиально невозможным. В лучшем случае, можно предположить, что задачей регионального административного права является не регламентация правового статуса граждан в сфере управления, а защита прав и свобод, урегулированных федеральным административным законодательством, посредством закрепления специальных административно-правовых гарантий.
1.Административно-правовые
гарантии прав и свобод
Право на защиту
жизни, здоровья, свободы, собственности
и других благ является важнейшим, естественным,
неотъемлемым правом гражданина. Государство
его легализует, то есть формулирует,
уточняет объемы, закрепляет процедуры
реализации, устанавливает обязанность
государственных и общественных
органов, должностных лиц в определенные
сроки рассматривать и
Изначальным и универсальным гарантом может быть толь закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства. Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть ограниченным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а так же предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновны в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).
Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:
Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.
Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:
Основной гарантией прав
граждан является деятельность существующих
в стране специальных организационно-
Основной
гарантией прав граждан является
деятельность существующих в стране
специальных организационно-
2. Обращения граждан
Статьей 33 Конституции
РФ закреплено одно из фундаментальных
начал административного права,
своего рода один из столпов данной
отрасли, а именно право граждан
на обращение. Обратимся к формулировке
ст. 33 Конституции РФ: "Граждане Российской
Федерации имеют право
Конституционное
положение находит
Данный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, адресованные Уполномоченному по правам человека в РФ, в Конституционный Суд РФ, связанные с разбирательством дел судами, обращения осужденных о помиловании, сообщения о преступлениях и т.п.).
Так,
порядок обращения с заявлением
о преступлении урегулирован нормами
уголовно-процессуального
В отношении
заявлений о преступлении установлен
короткий срок рассмотрения; согласно
ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания,
следователь и прокурор обязаны
принять, проверить сообщение о
любом совершенном или
Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение следующими положениями:
Кроме того, анализ положений Закона об обращениях позволяет выделить следующие не менее важные гарантии реализации конституционного права на обращение:
2.1.Понятие обращения и его формы
Для понимания
того, что представляет собой право
гражданина на обращение, необходимо выяснить
значение самого термина "обращение"
применительно к данному
Как видно, Закон об обращениях сохранил преемственность с актами советского законодательства в части деления обращений на три относительно обособленные группы, а именно предложение, заявление, жалоба.
Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц.
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.
Согласно
ст. 5 Закона об обращениях при рассмотрении
обращения государственным
1) представлять
дополнительные документы и
2) знакомиться
с документами и материалами,
касающимися рассмотрения
3) получать
письменный ответ по существу
поставленных в обращении
4) обращаться
с жалобой на принятое по
обращению решение или на
Информация о работе Административно-правовая защита прав граждан РФ