Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:26, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы. Проблемы "общество-личность", "государство-гражданин" относятся к числу тех, к которым на протяжении всей истории развития общества было приковано пристальное внимание. Не случайно поэтому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года1 закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Введение 3
Административно-правовой статус гражданина 5
Понятие, значение и элементы административной правосубъектности 6
Институт гражданства в России. Понятие двойного гражданства 8
Классификация прав и обязанностей российских граждан 10
Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 18
Заключение 24
Список литературы и нормативных источников 26
Оглавление
Заключение 24
Список литературы и нормативных источников 26
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Проблемы "общество-личность", "государство-гражданин" относятся к числу тех, к которым на протяжении всей истории развития общества было приковано пристальное внимание. Не случайно поэтому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года1 закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. "Декларацию прав и свобод человека и гражданина"2, положения которой впоследствии нашли отражение в действующей Конституции РФ3.
Важное место в системе российского законодательства, закрепляющего правовое положение граждан Российской Федерации в государственном управлении, принадлежит административному законодательству.
Право граждан на участие в государственном управлении – это субъективное право, реализуемое по их волеизъявлению и отражающее как личные интересы граждан, так и государственные интересы, т.е. стремление государства и всего общества обеспечить неуклонное повышение активности всех и каждого.
Объектом данной работы является урегулированная правом совокупность связей и отношений между государством и гражданином РФ.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие правовые отношения государства и граждан РФ.
Целью работы является определение
административно-правового
Глава 1. Административно-правовой статус гражданина
Правовой статус личности относится к категории наиболее общих понятий теории государства и права, представляя собой единый для всех граждан правовой статус. Административно-правовой статус является разновидностью правового статуса граждан и в юридической литературе конструируется по-разному. Одни авторы в структуру (содержание) административно-правового статуса включают "предоставление гражданам прав, свобод и возложение на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности граждан перед государством"4, другие – "права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов"5.
А. П. Алехин считает, что
структура административно-
Л. Л. Попов выделяет в административно-правовом статусе четыре элемента: а) правовой статус личности, человека; б) статус гражданина; в) социальный статус; г) особый статус. Содержание административной правосубъектности не входит в структуру административно-правового статуса, а определяет его7.
Следовательно, административно-правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, составляет совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:
а) административную правоспособность и дееспособность;
б) гражданство;
в) права, свободы и обязанности граждан;
г) гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей.
1.1. Понятие, значение и элементы административной правосубъектности
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Административная
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Административная
Административная
Правоспособность является основой административной дееспособности гражданина, под которой понимается способность гражданина своей деятельностью приобретать права, принимать на себя административно-правовые обязанности, исполнять их и нести юридическую ответственность за свое поведение.
Административная
Момент возникновения административной дееспособности четко не определен. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой право-дееспособности; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; меры дисциплинарного воздействия могут применяться к учащимся образовательных учреждений (вплоть до исключения из школы).
Не все граждане России обладают одинаковой дееспособностью, т.к. осуществление прав и обязанностей предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, способности отдавать отчет в своих действиях и т.п.
В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые определяли бы возможность и основания ограничения дееспособности. Однако, несомненно, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях8 не являются субъектами административного проступка лица, которые во время совершения противоправных действий (бездействия) находились в состоянии невменяемости.
Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"9.
1.2. Институт гражданства в России. Понятие двойного гражданства
Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"10 гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Объем субъективных прав и юридических обязанностей, предоставляемых в сфере государственного управления тому или иному лицу, государство ставит в прямую зависимость от принадлежности к гражданству. Так, Конституция РФ в ст. 6 специально выделяет гражданство, определяющее отношение между государством и личностью, в качестве первого элемента правового статуса личности в Российской Федерации. В более широком понятии граждане – это физические лица, являющиеся российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, обладающие необходимой административной правосубъектностью.
Гражданин Российской Федерации
может иметь гражданство
Нормы административного
права, определяющие административно-правовой
статус гражданина, устанавливают его
права и обязанности в
1.3. Классификация прав и обязанностей российских граждан
Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек "терялся" перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах – хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.
Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства.
Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой
статус граждан в сфере
В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"12, отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"13, который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"14, значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 5515.
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина