Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 02:00, реферат

Краткое описание

Правовое положение органов местного самоуправления определяется муниципальным правом. Особенность административно-правового статуса названных органов, в основном, определяется тем, что они, осуществляя местное самоуправление, одновременно осуществляют государственное управление в пределах полномочий, делегированных органами исполнительной власти. Иными словами, будучи органами местного самоуправления, они одновременно являются органами государственного управления. Именно с этой позиции и будет рассматриваться их административно-правовой статус

Вложенные файлы: 1 файл

Административно.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Административно-правовой статус органов местного самоуправления

Правовое положение  органов местного самоуправления определяется муниципальным правом. Особенность  административно-правового статуса  названных органов, в основном, определяется тем, что они, осуществляя местное  самоуправление, одновременно осуществляют государственное управление в пределах полномочий, делегированных органами исполнительной власти. Иными словами, будучи органами местного самоуправления, они одновременно являются органами государственного управления. Именно с этой позиции и будет рассматриваться  их административно-правовой статус.

Правовые основы органов местного самоуправления определяют Конституция Украины и Закон  Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года. В соответствии с действующим законодательством  местное самоуправление — это  гарантированное государством право  и реальная возможность территориальной  громады — жителей села или  добровольного объединения в  сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города — самостоятельно или под ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в  пределах Конституции Украины и  законов Украины.

Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами  сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельский, поселковый, городской совет и его исполнительные органы, а также через районный и областной совет, которые представляют общие интересы территориальных  громад сел, поселков, городов.

Административно-правовой статус органов местного самоуправления характеризуется тем, что:

а) они отделены от государства, не входят в систему  органов государственной власти и взаимодействуют с ними на основе норм права. Особенности взаимодействия указанных органов определяются действующим законодательством. Именно оно закрепляет, что органы исполнительной власти не имеют права вмешиваться  в законную деятельность органов  местного самоуправления, а также  решать вопросы, отнесенные действующим  законодательством к полномочиям  последних, кроме случаев выполнения делегированных полномочий. В случае рассмотрения местными государственными администрациями вопросов, касающихся интересов местного самоуправления, они обязаны сообщить об

этом соответствующим органам местного самоуправления и их должностным лицам;

б) их общий статус, система и гарантии деятельности, принципы организации и полномочия определяются правом;

в) они могут  наделяться делегированными государственными полномочиями. Делегированные полномочия — это полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам  местного самоуправления законом, а  также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным администрациям по решению районных, областных советов. При этом следует отметить, что  делегирование полномочий предусматривает  обязательное согласие органов местного самоуправления на получение данных полномочий и передачу им материальных и финансовых средств для их осуществления. Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает только перечень тех полномочий, которые могут быть делегированы органами исполнительной власти органам местного самоуправления; возможность делегирования полномочий органов местного самоуправления местным государственным администрациям; подотчетность и подконтрольность выполнения делегированных полномочий. Вместе с тем, не урегулирован вопрос о механизме делегирования полномочий, что служит причиной определенных сложностей при осуществлении вышеназванных действий.

По общему правилу, органы местного самоуправления несут  ответственность за свою деятельность перед территориальной громадой в случае выполнения собственных  полномочий, перед государством —  в случае нарушения ими Конституции  Украины или законов Украины. По вопросам осуществления ими делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим  органам исполнительной власти.

Как отмечалось выше, Закон Украины «О местном  самоуправлении в Украине» в статьях 27-38 определяет как собственные полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, так и делегированные. Среди последних можно выделить следующие:

в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета:

— рассмотрение и согласование планов предприятий, учреждений и организаций, не являющихся коммунальной собственностью соответствующих  территориальных громад, осуществление  которых может вызвать отрицательные  социальные, демографические, экологические  и прочие последствия, подготовка выводов  по ним и внесение предложений  в соответствующие органы;

— статистический учет граждан, которые постоянно  или временно проживают на соответствующей  территории;

в сфере бюджета, финансов и цен:

— осуществление, в соответствии с законом, контроля за соблюдением обязательств относительно платежей в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;

— осуществление, в соответствии с законом, контроля за соблюдением цен и тарифов;

— содействие осуществлению  инвестиционной деятельности на соответствующей  территории;

по управлению коммунальной собственностью:

— согласование в установленном порядке кандидатур для назначения на должность руководителей  предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей  территории, которые находятся в  государственной собственности;

в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи:

— осуществление  мероприятий по расширению и усовершенствованию сети предприятий жилищно-коммунального  хозяйства, торговли, общественного  питания, бытового обслуживания, развития транспорта и связи;

— осуществление, в соответствии с законодательством, контроля за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, связи, а также контроля за техническим состоянием, использованием и содержанием других объектов недвижимого имущества всех форм собственности;

— принятие решений  об отмене данного им разрешения на эксплуатацию объектов в случае нарушения  экологических, санитарных правил, других требований законодательства;

— осуществление  контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

— установление, по согласованию с собственниками, удобного для населения режима работы расположенных на соответствующей  территории предприятий, учреждений и  организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности;

— учет, в соответствии с законом, жилого фонда, осуществление  контроля за его использованием;

— предоставление в соответствии с законом гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатного или по доступной  для них цене жилья;

— осуществление  контроля за состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности;

— выдача ордеров  на заселение жилой площади в  домах государственных и коммунальных организаций;

— учет нежилых  помещений на соответствующей территории, независимо от форм собственности, внесение предложений их собственникам по использованию таких помещений  для удовлетворения потребностей территориальной  громады;

— учет и регистрация  в соответствии с законом объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности;

в сфере строительства:

— принятие в  эксплуатацию объектов завершенного строительства  в порядке, установленном законодательством;

— организация  работы, связанной с созданием  и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов;

— осуществление, в установленном порядке, государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий; прекращение в случаях, предусмотренных законом, строительства, которое проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить вред окружающей среде;

— осуществление  контроля за обеспечением надежности и безопасности домов и сооружений независимо от форм собственности в районах, подверженных опасному влиянию природных и техногенных явлений и процессов;

— организация  охраны, реставрации и использования  памятников истории и культуры, архитектуры  и градостроительства, дворцово-парковых, парковых и усадебных комплексов, естественных заповедников;

— решение, в  соответствии с законодательством, споров по вопросам градостроительства;

в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта:

— обеспечение  в пределах предоставленных полномочий доступного и бесплатного образования  и медицинского обслуживания на соответствующей  территории, возможности обучения в  школах на государственном и родном языках, изучения родного языка в  государственных и коммунальных учебных заведениях или при участии  национально-культурных обществ;

— обеспечение, в соответствии с законом, развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и усовершенствования сети образовательных и лечебных учреждений всех форм собственности, физической культуры и спорта, определение потребности  и формирование заказов на кадры  для этих учреждений, заключение договоров  на подготовку специалистов, организация  работы относительно усовершенствования квалификации кадров;

— обеспечение, в соответствии с законодательством, льготных категорий населения лечебными  средствами и изделиями медицинского назначения;

— организация  учета детей дошкольного и  школьного возраста;

— предоставление помощи выпускникам школ в трудоустройстве;

— обеспечение  школьников, обучающихся в государственных  и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками, создание условий  для самообразования;

— организация  работы по предотвращению беспризорности несовершеннолетних;

— решение, в  соответствии с законодательством, вопросов о полном государственном  содержании детей-сирот и детей, которые осталось без опеки родителей, в школах-интернатах, детских домах, в том числе семейного типа, профессионально-технических учебных  заведениях и содержании за счет государства  лиц, страдающих недостатками физического  или умственного развития, которые  не могут учиться в массовых учебных  заведениях, в специальных учебных  заведениях; о предоставлении гражданам льгот на содержание детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также относительно оплаты питания детей в школах (группах с продленным днем);

— решение вопросов о предоставлении несовершеннолетним, студентам, пенсионерам и инвалидам  права на бесплатное и льготное пользование  объектами культуры, физкультуры и спорта, а также определение порядка компенсаций этим учреждениям стоимости услуг, предоставленных бесплатно или на льготных условиях;

— обеспечение  охраны памятников истории и культуры, сохранение и использование культурного  достояния;

— регистрация, в соответствии с законодательством, уставов (положений) расположенных  на соответствующей территории учреждений здравоохранения, учебно-воспитательных, культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных  учреждений независимо от форм собственности; внесение предложений в соответствующие  органы о лицензировании индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;

в сфере регулирования  земельных отношений и охраны Окружающей среды:

— осуществление  контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизведением лесов;

— регистрация  субъектов права собственности  на землю; регистрация права пользования  землей и договоров на аренду земли; выдача документов, заверяющих право  собственности и право пользования  землей;

Информация о работе Административно-правовой статус органов местного самоуправления