Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа
Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.
Введение 3
Глава 1. Законность, как условие функционирования правового
государства
1.1 Понятие законности. Содержание законности 5
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный
контроль 12
Глава 2. Принципы законности 16
Глава 3. Гарантии законности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Законность, как условие функционирования правового
государства
1.1 Понятие законности. Содержание законности 5
1.2 Конституционная законность и судебный конституционный
контроль 12
Глава 2. Принципы законности 16
Глава 3. Гарантии законности 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность – явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества.
В последнее десятилетие XX в. в связи с коренными изменениями в общественных отношениях на постсоветском пространстве проблема законности в юридической науке стала объектом особо пристального внимания. И если раньше, в период господства советского политико-правового режима, определявшегося правящей коммунистической партией, ученые интересовались, прежде всего, теоретическими аспектами законности, то в нынешних условиях, благодаря выдвинутой концепции формирования правового государства, проблема законности приобрела особую актуальность не только в теоретическом, но и в практическом плане. «[5, с. 297]»
Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений. «[6, с. 474]». Значение законности многообразно. Она противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство – от анархии, общество -от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол, нарушение прав граждан и безнаказанность чиновников. Отказ от законности равносилен полному пренебрежению к праву, ее ослабление способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех ее формах и ведет к неизбежной деградации общества. «[5, с. 300]»
В соответствии со ст.5 Конституции Республики Беларусь. Все государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать законы. «[1]»
Таким образом, законность, т. е. точное и неукоснительное исполнение требований законов и подзаконных актов, является в нашем государстве конституционным принципом политической системы.
В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.
Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чем заключаются трудности реализации законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.
Целью данной курсовой работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи: определить понятие и значение законности; определить и раскрыть принципы и гарантии законности; выявить причины нарушения законности; выяснить трудности реализации законодательства; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.
ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ, КАК УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие законности. Содержание законности
Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. « [15, с. 343] »
О законности написано очень много работ. Ряд исследователей считают, что законность есть принцип правового регулирования; другие относят законность к методу государственного руководства обществом; третьи полагают, что законность – это требование соблюдения правовых норм; четвертые относятся к ней как к режиму общественно-политической жизни. Как ни странно, все исследователи данной проблемы правы, давая свое определение законности. Дело в том, что в различных дефинициях на первый план выдвигается одно из качеств законности, одна из ее многочисленных граней. «[14, с. 170]» Практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.
В науке существуют
неоднозначные подходы к
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?
Законность - это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Понятие законности
можно трактовать в широком смысле
как режим общественно-
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование
соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере
относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане - перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. «[9, с. 452]»
Обеспечение
всеобщности соблюдения правовых
предписаний - задача государства
и его органов. Обладая
необходимыми организационными,
материальными и
Чтобы быть творцом и “хранителем” законности, государство должно
осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан. «[8, с. 463]»
Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.
Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений. «[9, с. 450]»
3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.
В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам. «[5, с. 302]»
В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. «[10, с. 297]»
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:
- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего
потребностям общественного прогресса;
- полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка. «[13, с. 255]» В юридической литературе законность- рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего, как предпосылка и условие ее осуществления. «[6, с. 464]»