Законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:01, реферат

Краткое описание

Зарубежный опыт законодательного регулирования противодействия экстремизму и терроризму
Существует большое число международно-правовых актов противодействия терроризму, запрещения дискриминации по религиозному признаку.
Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями противодействия терроризму и экстремизму являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт законодательного регулирования противодействия  экстремизму и терроризму

Существует большое  число международно-правовых актов  противодействия терроризму, запрещения дискриминации по религиозному признаку.

Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и  терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.

Основными направлениями  противодействия терроризму и экстремизму  являются: создание международной правовой базы как важнейшего условия для  осуществления согласованных и  результативных антитеррористических действий; формирование международных  антитеррористических центров и  привлечение вооруженных сил  для борьбы с экстремизмом; оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных  конфликтов.

Принципы борьбы с терроризмом и экстремизмом, важность объединения государств для  противодействия терроризму раскрыты в целом ряде международно-правовых документах. Это:

Конвенция о преступлениях  и некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушных судов(Токио, 14 сентября 1963 года);Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 года);Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 года); Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 года); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 года);Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 года); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года) и др.

Всеобщая Декларация прав человека,принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозглашает равенство прав людей, отсутствие различий между людьми в обладании ими всеми правами и свободами независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения.

В части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года установлено, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. 

Конвенция о защите прав человека и основных свобод(Рим, 4 ноября 1950 года) не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами на основании расы, цвета кожи, языка, религии, национального и социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам.

Декларация о  ликвидации всех форм нетерпимости и  дискриминации на основе религии  или убеждений(принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 года) предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений.

Декларация о  правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и  языковым меньшинствам,принятая в декабре 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН, отмечает, что государства обязаны создавать защиту перечисленным меньшинствам, включая законодательные меры, обеспечив им возможность в полной мере эффективно осуществлять все свои права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом.

Основные направления  борьбы с терроризмом сформулированы в Резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН 49/60 от 9 декабря 1994 года «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма», где отмечено, что акты, методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН, что может угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества.

Шанхайская Конвенция  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом(Шанхай, 15 июня 2001 года) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.

Несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности  терроризма, выстроить адекватную систему  противодействия терроризму пока не удается.

Сегодня все же имеется  противоречие между единым криминальным пространством и разрозненностью  усилий правоохранительных органов  различных государств в оперативно-розыскном  и информационном обеспечении борьбы с терроризмом, которые пока еще  не успевают за развитием криминальных процессов.

Проблемы борьбы с религиозно-политическим  экстремизмом занимают важное место в законодательстве многих государств, законодательство которых наложило запрет на нарушение равенства людей по признаку их отношения к религии, пропаганду религиозного и националистического экстремизма.

В большинстве зарубежных стран законодательство запрещает  расистские выступления, пропаганду и  провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к  лицам или группам лиц на основании  их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

Так, в Конституции Дании сказано, что граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями, при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка; общественные объединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием, призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозы насилия, распускаются решением суда (ст. ст. 67, 78).

В Конституции Королевства Нидерландов подчеркивается, что дискриминация на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы или пола либо каким бы то ни было иным причинам не допускается (ст. I).

Законодательство Канады, Франции, Дании иНидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, этнического происхождения.

По мнению исследователей, опыт применения законов, запрещающих  возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих (в ряде стран эти действия называются hatespeech– «враждебная речь») в Канаде, Дании, Франции, ГерманиииНидерландах сходен — везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность.

Указывается, что hatespeech причиняет двойной вред, так как, во-первых, она направлена против отдельных лиц и групп, причиняя психологический и моральный ущерб, а во-вторых, против всего государства, его социальной и нравственной структуры.

Закон об уголовной  ответственности за оскорбление  религиозных чувств существует в Канаде, Нидерландах иВеликобритании и некоторых других странах.

Если уголовное  законодательство одних стран (Канада и др.) предусматривает необходимость наличия либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий, то в других странах (Франция, Германия, Дания, Нидерланды и др.) допускается осуждение за hatespeech независимо от наличия умысла и возможных последствий.

В Германии с середины 80-х годов существуют специальные  поправки к Конституции, запрещающие  любую деятельность экстремистских организаций.

В Основном Законе Федеративной Республики Германии подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственньм должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависимы от исповедуемой религии (ст. ст. 3,4, 9,33).

В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст. ст. 130,166,167).

В США борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства.

Вооруженный экстремизм определяется при этом как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения  или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей.

Приоритетной задачей  государства в борьбе с экстремизмом и терроризмом является совершенствование  эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов  экстремизма и терроризма.

---------------

1. См.: Законодательное  регулирование противодействия  религиозному экстремизму: российский  и зарубежный опыт. Аналитический  вестник аппарата Государственной  Думы. Выпуск 15. М., 2004. С. 4.

2. См.: Гурба В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности. Дисс. насоиск. уч. степ. канд. соц. н. Новочеркасск, 2002;  Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Отв. ред и рук. авт. коллектива И.Л. Трунов. М.: Изд-во Эксмо, 2005; Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов-на-Дону: Росиздат, 2005.

Бригады борьбы с терроризмом, Франция. В начале 1970-х гг. во Франции были созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Очевидно, это было связано с потерей Францией колоний в арабской части африканского континента и с тем, что выходцы оттуда, живущие в крупных городах Франции, стали представлять серьезную угрозу внутренней безопасности страны, проводя террористические акции.

Состав этих групп был  непостоянен, и их члены созывались всякий раз, когда этого требовала  необходимость. Одно из подобных подразделений  было создано после террористических актов в Мюнхене в 1972 г. Бригада  борьбы с терроризмом состоит  из 50 человек.

Другое подразделение  — Группа вмешательства, созданная  в рамках национальной жандармерии  в марте 1974 г. для борьбы с распространившимся тогда новым видом преступности — захватом заложников в политических целях и для получения выкупа, непосредственно ориентирована  на борьбу с терроризмом.

Еще одна возможная функция  этой группы — подавление мятежей  в тюрьмах и при захватах самолетов, т.е. в случаях, когда преступники  вооружены и рядом с ними находятся  их жертвы — заложники, что затрудняет применение оружия.

Секретная служба внешней разведки Израиля в История секретной службы внешней разведки «Моссад» («Институт безопасности и специальных задач») — неотъемлемая и весьма значительная часть становления государства Израиль. Более 50 лет эта страна находится в состоянии войны с Египтом, Сирией, Иорданией, Ливаном, Ираком и другими государствами.

В стране, окруженной кольцом  враждебно настроенных арабских государств, сформировался триумвират органов безопасности («Аман», «Шин Бет» и «Моссад»). Лидирующее положение  в этой тройке занимает именно внешняя  разведка.

Принятый однажды принцип  «террорист должен быть убит» воплощается  этой спецслужбой в каждом случае захвата заложников. Переговоров  с террористами «Моссад» не проводит.

В Италии в 1975 году был принят закон № 654, который ратифицировал Международную Конвенцию по ликвидации всех форм расовой дискриминации и в уголовный кодекс введен ряд новых составов преступления. В строгом соответствии с Конвенцией было запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной и религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и "содействующих им лиц". Позднее, в 1993 году, был принят закон № 205, внесший ряд существенных дополнений в прежний закон в части предупреждения преступлений путем применения превентивных мер, расширения спектра наказаний, установления уголовной ответственности за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов. Этим же законом был введен особый порядок приостановления деятельности и роспуска экстремистских организаций, ведущих подстрекательскую деятельность, включая подстрекательство к дискриминации. Правом роспуска таких организаций с соблюдением соответствующей предварительной процедуры, включающей доклад Совету Министров, наделен министр внутренних дел республики.

Конституция Португалии 1974 года следующим образом запрещает создание фашистских объединений: "Все граждане имеют право свободно объединяться при условии, что их объединения не преследуют целей, связанных с применением насилия, и не противоречат уголовному законодательству... Запрещаются вооруженные и военизированные объединения или объединения, преследующие военные цели, создаваемые независимо от государства и его вооруженных сил, а также организации, проповедующие фашистскую идеологию". Чтобы термин "фашистский" не вызывал юридических разногласий, законодательство разъясняет: " фашистскими считаются организации, которые в своих уставах, манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду войны, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей. Организацией фашистского характера считается, в частности, та организация, которая посягает на конституционный порядок, демократические институты и государственную власть, используя антидемократические методы, в том числе насилие. Фашистскими считаются также те организации, которые распространяют и применяют идеи и формы борьбы, угрожающие единству нации".

Информация о работе Законодательство