Принципу разделения властей
соответствуют определенные формы деятельности
государства.
Как уже отмечалось ранее, государственное
управление — это вид государственной
деятельности, в рамках которой реализуются
задачи исполнительной власти.
Исполнительная власть - одна из трех
ветвей единой го-сударственной власти
в Российской Федерации. Обладая оп-ределенной
самостоятельностью в функциональном
и ком- петенционном аспектах, эта ветвь
государственной власти тесно взаимодействует
с законодательной, то есть представительной,
а также с судебной ветвями, создавая,
таким образом, систему издержек и противовесов.
Согласно статье 110 Конституции РФ,
исполнительную власть Российской Федерации
осуществляет Правительство России. Поскольку
исполнительная власть, как мы уже отмечали,
является одной из властей правового «трилистника»,
необходимо при ее характеристике выяснить
место исполнительной власти в системе
властей, то есть определять ее взаимоотношение
с другими.
Законодательная власть разрабатывает
и принимает законы, осуществляет контроль
в отношении органов испол-нительной власти
(в пределах, установленных статьями 101,
103, 114 Конституции).
На исполнительную власть возложена
задача организовать практическую реализацию
этих законов (ст. 114 Кон-ституции). Полномочия
и возможности осуществления ис-полнительной
власти возложены на аппарат государственного
управления во главе с Правительством,
который, в свою очередь, включает в себя
многочисленные органы в центре и на местах,
такие как федеральные министерства, иные
федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
Федерации. Достигается эта цель использованием
необходимых юридически властных полномочий
(распорядительств). Именно это является
основанием именовать исполнительную
власть исполнительно-распорядительной.
Органы судебной власти,
согласно ст. 118 Конституции Российской
Федерации, призваны осуществлять правосудие.
Судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного су- допроизводств. Есть у
судебной власти и вторая функция - это
контроль за законностью в деятельности
органов исполнительной власти и ее должностных
лиц.
Из всего ранее указанного следует,
что исполнительная власть — непременный
атрибут государственно-властного механизма,
построенного на началах разделения властей.
Она всегда существует наряду с законодательной
и судебной властями. Она выражается в
деятельности специальных субъектов,
наделенных исполнительной компетенцией,
и представлена в государственно-властном
механизме органами исполнительной власти.
У исполнительной власти есть определенная
сфера отношений, где она действует, которая
включает в себя:
отношения власти с гражданином;
хозяйственная, социальная и правоохранительная
сферы, область внешних отношений и интересов;
отношения с предприятиями, учреждениями
и иными организациями, отношения с трудовыми
коллективами этих образований,
Так же, как и у любой другой власти,
у исполнительной есть свои признаки:
исполнительная власть носит универсальный
характер, она существует непрерывно и
везде, где функционируют человеческие
коллективы;
исполнительная власть обладает принудительным
характером, она делает упор на силу - возможность
самостоятельно осуществлять меры воздействия;
предметность - наличие правовых, информационных,
технических и организационных ресурсов;
исполнительная власть носнт организующий
характер.
Проблемы соотношения государственного
управления и исполнительной власти поднимаются
российскими ученымн- адмннистративнстами
А.П. Алехиным, А.П. Кореневым и другими.
По их утверждению, органы государственного
управления (с отдельными замечаниями)
являются органами исполнительной власти.
Однако понятие государственного управления
более широкое. Управление по отдельным
вопросам осуществляется органами всех
ветвей вла"сти. А аппарат государственного
управления, по мнению К.С. Вельского, создает
единую основу, устойчивость и порядок
в функционировании всех ветвей государственной
власти, а термин «государственное управление»
дает нам возможность осмыслить одну нз
важнейших функций исполнительной власти
и одновременно с этим способствует пониманию
деятельности каждой нз ветвей государственной
власти.
Целями деятельности исполнительной
власти являются, в первую очередь, обеспечение
условий, способствующих благополучию
гралсдан, общества и государства, а также
создание условий для реализации гражданами
и организациями их прав и свобод, для
свободной политической, экономической,
социальной и духовной жизнн общества.
Исполнительно-распорядительная деятельность
регулируется нормами различных отраслей
права, и при этом важное место среди них
принадлежит административному праву. |