Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Основные характеристики источников административного права, различные варианты трактовок источников права. Содержание, задачи и принципы муниципальной службы.

Содержание

1.Введение. 2
2.Понятие и признаки источников административного права. 4
2.1 Понятие источников административного права. 4
2.2 Признаки источников административного права 7
3.Виды источников административного права. 10
4.Понятие и задачи муниципальной службы. 16
4.1 Понятие муниципальной службы. 16
4.2 Задачи муниципальной службы. 20
5.Принципы муниципальной службы. 21
6.Заключение. 24
7. Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.Введение. 2

2.Понятие и признаки источников административного права. 4

2.1 Понятие источников административного права. 4

2.2 Признаки источников административного права 7

3.Виды источников административного права. 10

4.Понятие и задачи муниципальной службы. 16

4.1 Понятие муниципальной службы. 16

4.2 Задачи муниципальной службы. 20

5.Принципы муниципальной службы. 21

6.Заключение. 24

7. Список используемой литературы. 25

 

1.Введение.

Административное  право, отрасль права, представляющая собой совокупность юридических  норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении  исполнительно-распорядительной деятельности, то есть в процессе государственного управления.

Юридическая наука рассматривает источники административного права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в этих формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

Источники административного  права – это внешняя форма  выражения административно-правовой нормы.

Среди современных  источников права нормативный акт  занимает ведущее место. Он объединяет все общеобязательные правила, которые  создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относят  конституции, законы, нормативные решения. В отличие от других источников права  нормативные акты наиболее полно  и своевременно отражают потребности  общества, обеспечивая правовое регулирование  его жизни.

Данные  нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства. Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера. Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.

         Понятие  «муниципальной  службы» сравнительно  новое для   нашего

законодательства. Понятие, виды, содержание  муниципальной  службы  напрямую связанны   с   пониманием   и   законодательным    установлением    местного самоуправления и системы его органов.

Муниципальная   служба   является    сложным    социально-правовым институтом.  Этот  институт  представляет  собой  систему   правовых   норм,

регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты,  стимулирование, ответственность служащих,  порядок  возникновения  и  прекращения  служебных отношений.

 

 

2.Понятие и признаки источников административного права.

2.1 Понятие источников  административного права.

Под формами (источниками) административного права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права»— специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

В соответствии с «узким», «нормативным» подходом к пониманию права нормы права  содержатся в нормативных актах. Однако юридическая история общества дает и иные примеры способов объективации правовых норм. Последние могут содержаться  в договорах, вырабатываться в процессе судебной практики, складываться исторически, а не устанавливаться государством. Договор, судебный прецедент, правовой обычай будут в данном случае выступать  в качестве источников права.

Наряду  с понятием «источник права» в  теоретической науке как равнозначное используется и понятие «форма права», под которой имеются в виду способ выражения, внешнего оформления правовых норм, формы их существования.

Термин  «источник» в юридической науке  употребляется в разных значениях. Как об источнике права в материальном смысле говорят о социальной жизни, об общественных отношениях вообще: ведь именно развитие последних и порождает  потребность в их правовом регулировании, в издании правовых норм. С социологических  позиций источник права - «культура, которая в процессе селективной  эволюции вбирает в себя социальный опыт и выражается в общеобязательных правилах поведения.»1 В идеологическом смысле под источником права понимают юридические концепции, идеи, т. е. правосознание, которое также выступает в качестве весьма значимого фактора правообразования.

Под источником административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Также источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм.

Существует  множество разнообразных определений  источников административного права, но существенных различий между ними нет.

Источник  административного права - это совокупность юридических средств закрепления  норм административного права, позволяющих  адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе  и знакомиться с их реальным содержанием. Фактически источниками административного  права выступают различные нормативные  акты, содержащие нормы административного  права.

 Все  исследователи проблем источников  административного права в один  голос отмечают следующую важную  особенность - многочисленность  и разрозненность нормативно-правового  материала, содержащего административно-правовые  нормы. Если источники других  отраслей российского законодательства  можно реально сгруппировать  и хотя бы перечислить в  рамках учебного курса, то система  административно-правовых актов  остается загадкой не только  для студентов, но и для преподавателей, для ученых-правоведов, поскольку  объема одного учебного пособия  или монографии не хватит для  того, чтобы просто в строчку  написать названия всех источников  норм административного права  Российской Федерации.

Кроме того, в системе источников административного  права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").

 Причиной  такого видимого многообразия  источников отрасли служит многогранность  его предмета и универсальный  характер метода правового регулирования.  Действительно, государственно-управленческое  воздействие имеет место практически  во всех сферах жизнедеятельности  общества, а императивный характер правового воздействия задействован повсеместно, за исключением тех определенных областей и сфер, где действуют другие принципы правового регулирования (как, например, в конституционном, трудовом или гражданском праве).

 Еще  одна выделяемая многими особенность  источников административного права  - это преобладание в их числе  подзаконных нормативно-правовых  актов. Потребности регламентации  управленческой деятельности государства,  основанные на общих принципах  законности в государственном  управлении, порождают необходимость  легального разъяснения, детализации  тех или иных административно-правовых  норм, содержащихся в международных  соглашениях, конституции, федеральных  и федеральных конституционных  законах. Кроме того, нормативно-правовые  акты Правительства РФ или  Президента РФ в каком-то смысле  могут являться и актами управления (например, когда Правительство РФ  своим постановлением устанавливает  тарифы на продукцию естественных  монополий или квоты в сфере  внешнеэкономической деятельности).

 Именно  в связи с этой особенностью  административное законодательство  характеризуется чрезвычайно обширным  кругом подзаконных источников, часть из которых содержит  обще регулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть - нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной "частной" ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.

 

 

 

2.2 Признаки источников  административного права

Источник  права характеризуется следующими признаками:

  • он состоит из правовых норм. Во всех источниках права содержится набор определенных правил поведения в той или иной сфере общественных отношений, регулируемых правом.
  • правовые нормы в источниках права имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Выразить правовую норму можно в виде предписания, адресованного конкретному лицу, имеющего общеобязательное значения, либо иным способом. Правовые нормы находят закрепление либо в четко структурированной форме, то есть в документах, имеющих деление на разделы, главы, статьи, параграфы и т.д., либо в форме неформализованного отчета о решении того или иного спора, либо в иной форме.
  • влияние государства на формирование круга источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать те или иные источники права и вводить их в действие (например, нормативные правовые акты), могут их санкционировать (например, правовой обычай и другие).
  • обязательность исполнения. Беспрекословное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права обусловлена их защитой со стороны государства и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю содержащихся в них правовых норм.
  • формально-определенный характер выражения и закрепления. Этот признак указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировок субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их нарушение, во-вторых, на документальный характер закрепления в источниках правил поведения субъектов.
  • доступность источников. Здесь имеется ввиду, во-первых, свободный доступ всех субъектов права к получению информации о содержании источника, основанному на определенном порядке его обнародования, официального опубликования и, во-вторых, доступный, понятный язык изложения источников права.

«Нормы  права не возникают самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются  в результате сознательно-волевой  деятельности людей на основе существующего  в данном обществе уровня юридического сознания»2. Анализируя крупный и значимый для своего времени нормативный акт (например, Русскую правду), в науке истории государства и права иногда говорят о его источниках, то есть о том, откуда появились, каким образом были выработаны составляющие данный документ нормы права. В этом плане среди источников (нормативного акта, а не права) обычно указываются предшествующие нормативные акты, судебная практика, обычаи. Источником права именовалось и основание обязательности правовой нормы - государственная воля. Но чаще всего в формально-юридическом значении под источником права понимают внешнюю форму существования правовых норм.

Это далеко не единственные варианты понимания  категории «источник права». Она  применяется в юридической науке  достаточно давно, еще Тит Ливии  в своей Римской истории назвал Законы XII таблиц «источником всего  публичного и частного права» в том  смысле, что эти законы представляли собой основу, на базе которой сложилось  и развилось современное ему  римское право.3

Как зарубежной, так и отечественной юриспруденции  известны различные варианты трактовок  источников права. Иногда отмечается, что принятое здесь усложнение проблемы не всегда оправдано.4 В свое время по этому поводу известный ученый-юрист начала XX века Л.И. Петражицкий писал: «Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т. д. «источниками животных» и спорить по этому поводу, что такое источники животных, в каком отношении они находятся к животным, представляют ли они формы создания животных, или основания их существования, или признаки их животной природы и т. д., то это представляло бы явления мысли, совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в области учения о так называемых источниках права.».5

Источниками права являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают  общеобязательное значение.

 

3.Виды источников административного  права.

Источник административного  права - это акт, содержащий норму  административного права. В нормотворческой  практике встречается достаточно большое  количество видов таких актов. Исходя из того, что ключевой признак источника  норм отрасли - это включение в  состав официального документа, именуемого актом, нормы административного  права, мы можем сделать на первый взгляд бесспорный вывод о том, что  источниками административного  права могут быть различные виды нормативно-правовых актов. По юридической  силе и принявшему их субъекту такие  акты подразделяются на следующие виды:

1. Конституция Российской  Федерации, а также конституции  и уставы субъектов Российской  Федерации. Конституция РФ - базовый  источник норм всего российского  права, в ней находят отражение  принципы формирования всей правовой  системы Российской Федерации,  и абсолютно каждая отрасль  причисляет этот документ к  числу своих источников. Административное  право, как одна из старейших  и обширнейших отраслей права  также черпает нормы в Основном  законе. Примерами административно-правовых  норм в Конституции РФ являются  нормы статей 2, 10, 11, 15, 32, 33, 38-46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного  строя и основные права и  обязанности граждан, реализуемые  в сфере государственного управления; 71, 72, 76-78, закрепляющие особенности  организации государственного управления  в условиях федеративного государственного  устройства нашей страны; глава  6, устанавливающая основы правового  статуса Правительства РФ, и многие  другие нормы, закрепляющие принципы  государственного управления. Конституции  республик и уставы (основные  законы) других субъектов России  также являются источниками административного  права.

Информация о работе Источники административного права