Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:20, курсовая работа
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Конституционный строй Российской Федерации………….……………6
1.1Понятие конституционного строя………………………………………... 6
2.Политические основы конституционного строя Российской Федерации..
2.1. Принципы демократического государства и республиканской формы правления……………………………………………………………………..8
2.2.Принципы государственного суверенитета и разделения властей…..16
3. Духовные и экономические основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………….………………...20
3.1. Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации………………………………………………………..20
3.2.Принципы светского и многонационального (вненационального) государства…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
– –
Содержание
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1. Конституционный строй Российской Федерации………….……………6
1.1Понятие конституционного строя………………………………………... 6
2.Политические основы конституционного строя Российской Федерации..
2.1. Принципы демократического государства
и республиканской формы правления………………………………………………………
2.2.Принципы государственного суверенитета и разделения властей…..16
3. Духовные и экономические
основы конституционного строя
Российской Федерации…………………………
3.1. Принцип экономического, политического
и идеологического плюрализма в Российской
Федерации………………………………………………………
3.2.Принципы светского и многонационального
(вненационального) государства…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
ВВЕДЕНИЕ.
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства. Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства ( демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское(ст. 14), с республиканской формой правления(ст. 1) и принципы конституционного строя: народовластие (ст. 3), разделение властей (ст. 10), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др. ), нет. Есть, разумеется, законодательные и другие нормативно-правовые акты прямо или косвенно иллюстрирующие положения новой главы Конституции Российской Федерации, и это работа является попыткой подтверждения этого.
Сегодня, когда наши парламентарии говорят о необходимости смены конституции, необходимо понять чем она стала неугодна многим, легко ли изменить действующую Конституцию, что вообще она собой представляет? На эти и многие другие вопросы и призвана ответить данная работа.
Эта проблема так же заинтересовала авторов учебников и научной литературы, которые использовались при написании данной курсовой работы.
Написанный известным российским ученым, заслуженным деятелем наук Российской Федерации, профессором, доктором юридических наук М. В. Баглаем учебник Конституционное право Российской Федерации характеризуется стремлением автора углубить теоретические знания по всем вопросам, в том числе и по вопросу основ конституционного строя.
Авторы учебника Конституционное право России, Козлова Екатерина Ивановна и Кутафин Олег Емельянович, впервые системно и полно изложили курс конституционного права России, активно использовав историко-правовой и сравнительный метод при написании этой работы.
Сборник Конституционный строй России, под редакцией Глушко Е. К. - это сборник научных статей, посвященный теоретическим и практическим проблемам, связанным с реализацией новой Конституции РФ. предпринята попытка выяснения сущности и принципов осуществления отдельных моментов, входящих в основы конституционного строя.
Учебник Конституционное право, под общей редакцией профессора Лазарева В. В., подготовленный кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, изложен с учетом новейших достижений науки и раскрывающий традиционные темы конституционного права, в том числе положений Конституции РФ, касающихся основ конституционного строя.
Книга Жуйкова В. М. - Права человека и власть закона, написана широко используя материалы судебной практики и анализируя, международное и российское законодательство, рассматривая вопросы судебной защиты прав и свобод граждан.
При написании этой работы использован третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под общей редакцией кандидата юридических наук Ю. В. Кудрявцева. Данный комментарий максимально привлек текущее законодательство, судебную и административную практику. Предназначен для юристов, аспирантов и студентов.
Сборник нормативных актов - Конституционное право России, предназначен прежде всего для студентов и преподавателей, изучающих и преподающих конституционное право России. С учетом этого в сборник включены лишь основные нормативные акты и некоторые документы, являющиеся обязательными при изучении соответствующих разделов учебного курса. Второй раздел данного сборника носит название “Основы конституционного строя”, и включает в себя подборку нормативного материала, подборку действующих нормативно-правовых актов, которые составитель сборника доктор юридических наук, профессор Козлов О. Е., посчитал необходимым для изучения данного вопроса.
Также при написании использовались следующие источники:
1)Закон РСФСР от 25 октября
1990 г. “О свободе вероисповеданий”
2)Конституция Российской Федерации.
3)Федеральный конституционный
закон “О референдуме
4) Федеральный закон “Об общественных объединениях”.
1. Конституционный строй Российской Федерации
1.1Понятие конституционного строя
Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический, социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой для государства и права.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо.
Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.”1 Данное предписание адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания) органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы, содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.2
Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного и общественного строя, форму правления и политический режим. Эти положения необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции. Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и конституционному строю.
2.Политические основы
2.1. Принципы демократического государства и республиканской формы правления
Принципу демократизма
следуют многий государства. Первые
демократические государства
"Демократический политический режим характеризуется выборностью, сменяемостью, отчетностью высших должностных лиц, юридическим равенством граждан, гарантиями прав меньшинства и недопущением произвола большинства. Он предусматривает четкое определение границ возможного вмешательства государства в сферу гражданского общества и обеспечивает эффективное функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций". 3
Таким образом, наиболее существенными признаками демократии являются следующие:
1) наличие у граждан широкого круга прав и свобод, которые гарантированы государством;
2) отсутствие у органов
власти внеправовых
3) открытость государственных решений и доступность общество значимой информации;
4) право исполнительных
органов государственной
5) широкое применение
в деятельности государства
Следует принципу демократизма и Россия. в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.
Первый принцип - это демократичность.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).
Демократичность государства проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе участвовать в управлении делами государства(ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.
Второй принцип - это республиканская форма правления.
Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.
В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.
Если рассматривать форму
И тем не менее республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант — такое же искажение ее сути, как для республики — вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.