Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим за последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации не обходится без упоминания о коррупции. Данный вопрос нашел свое отражение в Указе Президента России от 17 декабря 1997 года, которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе отмечалось, что: «угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции».

Вложенные файлы: 1 файл

коррупция в сфере ГиМУ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Северо-Кавказская Академия Государственной Службы

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Коррупция в сферах государственного и муниципального управления.

Реальная угроза национальной безопасности России»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 514 группы

Григорян А. В.

Научный руководитель:

Игнатов В. Г.,

доктор экономических  наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008 г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1 Введение

    1. Актуальность темы исследования

Есть ряд причин считать  проблему борьбы с коррупцией в системе государственной службы одной из наиболее актуальных для современной России. Одна из этих причин – обеспечение международного престижа Российской Федерации как одного из потенциально ведущих государств мира, с исторически признанным моральным авторитетом государственной власти.

В связи с этим за последние  годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации не обходится без упоминания о коррупции. Данный вопрос нашел свое отражение в Указе Президента России от 17 декабря 1997 года, которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе отмечалось, что: «угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции».

В утвержденной Указом Президента России от 19 ноября 2002 года Федеральной  программе «Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»  отмечается, что: «утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах».

Помимо этого в своем  ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 году Президент России особо отметил, что «нынешняя организация работы государственного аппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция – это не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих».

    1.  Цели и задачи исследования

Цель настоящей работы заключается в комплексной разработке теоретических проблем коррупции и рекомендаций по усилению борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Предпринята попытка концептуально обосновать единые подходы к толкованию понятия коррупции и борьбе с этим социальным явлением.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать коррупцию как социальное явление, определив при этом уголовно-правовые формы ее проявления;
  • рассмотреть историю возникновения коррупции;
  • выявить социальную обусловленность проблемы, ее актуальность;
  • обобщить научную литературу и судебную практику, относящуюся к проблеме взяточничества как форме проявления коррупции;
  • сформулировать выводы и рекомендации по совершенствованию борьбы с коррупцией.

 

    1. Методология и  принципы исследования

Методы, использованные для исследования проблемы коррупции, исходят из достаточно простых принципов:

  • коррупция объективно присуща всем моделям общественного устройства, при которых естественное право управления первоначально делегируется отдельным лицам или социальным институтам либо узурпируется последними при помощи обмана или насилия;
  • явление коррупции многообразно. С одной стороны, оно включает внеправовые этические коррупционные нарушения (этические проступки), с другой – коррупционные правонарушения;
  • содержание коррупции в современном международно-правовом значении не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, но включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций. Вместе с тем, коррупция в системе государственной и муниципальной службы рассматривается традиционно как более опасное явление;
  • предупреждение и пресечение коррупции должно иметь юридически и экономически обеспеченный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в том числе, репрессивными);
  • эффективная борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических и психологических мер;
  • ключевой целью борьбы с коррупцией является снижение распространенности и общественной опасности последней до уровня, не препятствующего развитию общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами. В этой связи необходимо учитывать, что низведение коррупции до «социально терпимого уровня» следует рассматривать лишь в контексте названной цели, поскольку уровень терпимости общества к коррупции может определяться произвольно и им можно манипулировать.
  1. Понятие коррупции

    1. Определение понятия и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации

Особую опасность и особый подрыв авторитета государственной власти преступление представляет лишь тогда, когда осуществляется посредством  осуществления функций власти. Только наделенный полномочиями власти получает более легкую возможность, пользуясь ими, совершать такие правонарушения, которые не могут быть совершены частными лицами, как например, лихоимство, не правосудие и др., - писал в начале ХХ в. отечественный государcтвовед Н.М. Коркунов. Здесь речь идет именно о явлении коррупции в государственном аппарате, несмотря на то, что сам термин в современном его понимании в тот период не употреблялся. Определение «коррупция» появилось только в 1993 г, а начавшееся в начале. 90-х. п. ХХ в. активное правовое исследование столь опасного явления в системе государственной службы уже явно не соответствовало масштабам его распространения в сфере государственного управления нашей страны.

Однако от всеобщего обсуждения проблемы коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации общество по существу не сделало радикальных шагов по минимизации коррупции до уровня, не представляющего реальной опасности. И этому есть ряд причин. Коррупция возникает в тех сферах государственного управления, где интересы частных лиц, групп пересекаются с властными функциями государственного аппарата и представляющих его должностных лиц.

Вечность коррупции, ее наличие  в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствует о ее функциональности, то есть о том, что она удовлетворяет определенные требования общественной системы, играет специфическую роль в ее поддержании как целого. В этом смысле вполне справедливо мнение профессора Г.А. Сатарова о том, что «коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она индикатор здоровья общества».

Природу современной коррупции  объясняют по-разному. Ряд специалистов утверждает, что коррупция есть отражение извечных пороков. Другая часть специалистов считает главной причиной коррупции разрастающуюся армию чиновников, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства.

В начале девяностых годов ХХ в. казалось, что для устойчивого экономического развития достаточно лишь экономической  свободы и саморегуляции. Однако для эффективного функционирования вышеперечисленных и некоторых других институтов рыночной экономики необходимо осуществление целого комплекса административно-правовых и организационных мер, направленных на стабилизацию экономического механизма саморегуляции.

В целом же приходится отметить, что феномен коррупции связан с деятельностью государства и особенно его монопольными и разрешительными функциями. Но это не означает, что сведение к минимуму этих функций государства автоматически должно вести к снижению уровня коррупции. Поэтому наиболее важными с точки зрения снижения уровня коррупции являются реальные способы или технология осуществления государственных функций. Но некоторые технологии применения государственной власти могут быть питательной средой для коррупции в различных ее формах.

Помимо этого коррупция  обусловлена и тем обстоятельством, что одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования системы государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция. Любопытно высказывание профессора Д. Шэклтона, который отметил, что: «пока государство в той или иной форме регулирует жизнь общества, оно вынуждено мириться с определенным уровнем коррупции». Там, где нет государственной власти, нет и коррупции.

Так что же такое «коррупция»? И  в чем ее общественная опасность?

Коррупция – это использование  государственными, муниципальными или  иными публичными служащими (в том  числе депутатами и судьями) либо служащих коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения  имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названным лицом таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

О коррупции можно говорить как  в широком, так и в узком  значении. Рассматривая коррупцию в широком смысле, отметим, что КОРРУПЦИЯ обладает рядом качественных признаков, позволяющих выделить ее из совокупности иных социальных явлений. В научной литературе по данной проблематике выделяют следующие социальные признаки коррупции: отклоняемость поведения коррумпированной элиты по отношению к интересам общественного большинства; использование коррумпированной элитой метода принуждения для достижения властного экономического господства; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений; нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и  нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству. Как замечает Мельник Н.И.: «Определение понятия коррупции и установление ее конкретных проявлений должно зиждиться на понимании социальной сущности этого явления. Сущность коррупции состоит в том, что она искажает общественные отношения, разрушает нормальный порядок вещей в обществе, в результате чего происходит «порча», «коррозия власти».

Коррупция имеет все  необходимые признаки для признания  ее в качестве социального явления, поскольку затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно-взятой личности; коррупция оказывает влияние  на внешнюю и внутреннюю политику государства, на государственно-правовые, механизмы, воздействует на общественные и личные  взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии, в обществе.

Но исследование явления  коррупции не должно ограничиваться только лишь изучением ее социальных граней. Необходимо  освещение ее правовой составляющей.

Уголовный кодекс России, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают  самостоятельного состава соответственно преступления и административного правонарушения  в виде «КОРРУПЦИИ». В связи с чем коррупцию нужно рассматривать как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений, обладающих общими признаками.

Термин «Коррупция» в переводе с латинского (соrruрtiо) означает подкуп, порча, упадок. С этой точки зрения явление коррупции в системе государственной службы наиболее приемлемо, поскольку наиболее точно выражает основную закономерность его происхождения и выражения.

Выявление характерных  признаков коррупции осложнено тем, что содержание, которое вкладывается в это понятие, в юридической литературе понимается неоднозначно. В средствах массовой информации и общественном сознании, как правило, коррупция отождествляется со взяточничеством на различных уровнях государственной власти.

Я. И. Кузьминов в своей работе «Тезисы о коррупции» дал достаточно оригинальное объяснение: «Коррупция в узком смысле - явление, когда  должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют  вопреки своим обязанностям ради определенного материального вознаграждения; в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом.  Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество пораждается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства».

Содержание коррупции включает в себя четыре уровня:

  • Коррупционные действия, направленные на формирование материальной, финансовой базы лидеров сложившегося политического режима.
  • Незаконное финансирование политических партий, поддерживающих правящий режим.
  • Патология разрешительных функций различных административных институтов государства.
  • Патология регулирующих функций различных административных институтов.

Информация о работе Коррупция в сферах государственного и муниципального управления. Реальная угроза национальной безопасности России