Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

При подготовке к данной работе была поставлена цель раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью работы было необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие административно-правовых норм;
- рассмотреть структуру и виды административно-правовых норм;
- рассмотреть формы реализации административно-правовых норм;

Вложенные файлы: 1 файл

административное.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

 

Новосибирский юридический институт (филиал)

Национального исследовательского

Томского государственного университета

 

 

 

Кафедра

Истории государства и права, конституционного права

Тема: Механизм административно-правового регулирования

Контрольная работа по административному праву

 

Вариант №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент заочной формы обучения

56 УП группы

Иванов Валерий Викторович


Новосибирск,

2015

Содержание

 

Введение

Правовое регулирование отрасли административного права отличается своеобразным набором средств, форм и видов воздействия на общественные отношения и представляет собой механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования.1

Суть административно-правового регулирования, его специфические особенности определяются сущностью исполнительной власти, реализуемой в процессе юридически-властной деятельности особого вида государственных органов. Административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников, а его механизм есть форма юридического опосредования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая — управляемого.2

Механизм (система) административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права и дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения.3

При подготовке к данной работе была поставлена цель раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования.

В соответствии с поставленной целью работы было необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие административно-правовых  норм;

- рассмотреть структуру и виды  административно-правовых норм;

- рассмотреть формы реализации  административно-правовых норм;

- раскрыть понятие административно-правовых  отношений;

- рассмотреть виды административно-правовых отношений.

  1. Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Механизм административно-правового регулирования является одной из наиболее общих категорий науки административного права - это упорядоченная по стадиям регулирования система административно-правовых средств воздействия на общественные отношения в сфере организации и осуществления государственного управления.4

Механизм (система) административно-правового регулирования состоит из следующих элементов:

1) Административно-правовые нормы – первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Эти нормы содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов исполнительной власти и многих других актах.

2) Применение норм административного  права субъектами права, от качества  и правильности которого зависит  конечный результат административно-правового  воздействия.

3) Административно-правовые отношения, установление которых является по сути главной целью процесса административно-правового регулирования. Административно-правовые отношения включают в себя соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.5

Норма административного права представляет собой правило поведения, которое установлено или санкционировано  государством, распространяется на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитано на многократное применение.6

Главными особенностями административно-правовых норм, отличающих их от норм других отраслей права являются следующие.

1) В административно-правовых нормах  находит выражение государственный (общественный) интерес, т. е. они носят  публичный характер. Иерархичность  административно-правовых норм предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных интересов.

2) Административно-правовые нормы  характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя, что обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

3) Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Огромное множество федеральных законов являются источниками административного права, однако нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права, что обусловлено обеспечением непосредственного государственного управления помимо прочего посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов, что невозможно на уровне законодателя. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.7

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру и состоит из гипотезы, отражающей совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиции, составляющей формулировку правила поведения и санкции, обусловливающей неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

 Следует иметь в виду, что  часть административно-правовых  норм рассредоточена в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов, что может создать иллюзию отсутствия у нормы какого-либо элемента структуры.8

Среди административно-правовых норм разграничивают охранительные нормы, устанавливающие обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, и регулятивные нормы, которые устанавливают использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный и лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.9

Выделяют материальные и процессуальные нормы административного права. Материальные нормы закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права, т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила реализации тех или иных управленческих действий либо правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются и для субъектов управленческой деятельности, и для управляемых объектов. Процессуальные нормы закрепляют юрисдикционные, правотворческие и правоприменительные процедуры.10

В соответствии с юридическим содержанием среди материальных административно-правовых норм различают:

1) обязывающие нормы (предписывают совершение определенных действий);

2) запретительные нормы (устанавливают  запрет на ту или иную деятельность);

3) ограничительные нормы (вводят  ограничение на определенную  деятельность);

4) разрешительные или дозволительные  нормы (разрешающие действовать по усмотрению при наличии определенных условий);

5) уполномочивающие или управомочивающие  нормы (предоставляют полномочия  по реализации функций государственного  управления);

6) стимулирующие или поощрительные  нормы (направлены на обеспечение  должного поведения);

7) регистрационные или уведомительные  нормы (касаются организации и  проведения митингов, демонстраций; регистрации политических партий, общественных объединений и т. д.);

8) рекомендательные нормы (не носят  обязательного характера и предлагают тот или иной вариант поведения).

По форме предписания выделяют императивные (обязательные для исполнения) и диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения) административно правовые нормы.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными, региональными, территориальными, местными и локальными.

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые и общеобязательные, охватывающие всех участников управленческих отношений.

По действию во времени различают срочные и бессрочные административно-правовые нормы.

Административно-правовые нормы могут регламентировать: организацию и деятельность механизма государственной власти, местной администрации; административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих и должностных лиц; организацию и деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений; административно-правовой статус общественных объединений, негосударственных коммерческих организаций; административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.11

 

  1. Реализация административно-правовых норм

Реализация норм административного права выражается в практическом претворении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.

Выделяют следующие варианты реализации административно-правовых норм:

1) исполнение - точное следование предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия;

2) применение – издание актов, предусматривающих механизм реализации  правового предписания либо определяющих  применение нормы к конкретной  практической ситуации;

3) использование – применение того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в норме альтернативы в принятии решений;

4) соблюдение – отличается от  исполнения пассивным поведением  и заключается в воздержании  субъекта от совершения запрещенных  действий.12

 

 

 

  1. Административно-правовые отношения и их виды

Административно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Предпосылкой и необходимым условием возникновения административно-правовых отношений являются нормы административного права, в связи с применением которых возникают и изменяются соответствующие правоотношения.

Административно-правовые отношения имеют отраслевые особенности, обусловленные тем, что они:

  • опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования;
  • могут существовать только в качестве правовых, т. е. если они урегулированы нормами административного права;
  • имеют чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер.

В структуру административно-правового отношения входят:

  • субъекты, которыми могут выступать в любом соотношении государственные органы, должностные лица, предприятия, учреждения, граждане, их объединения и пр., при этом хотя бы один из субъектов является государственным органом, его структурным подразделением или государственным служащим;
  • объекты – все то, по поводу чего возникают административно-правовые отношения (действия и поведение лица, государственное, частное, общественное и личное имущество, совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти и пр.);
  • субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций;
  • условия возникновения (юридические факты) – фактические обстоятельства (события, действия), служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.13

Административно-правовые отношения можно подразделить на следующие виды.

Основные управленческие связи - административно-правовые отношения, которые выражают сущность управления.  Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, должностными лицами, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т. п.

Неосновные управленческие связи - административно-правовые отношения, которые не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью.

По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования