Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 10:38, контрольная работа
При подготовке к данной работе была поставлена цель раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью работы было необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие административно-правовых норм;
- рассмотреть структуру и виды административно-правовых норм;
- рассмотреть формы реализации административно-правовых норм;
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Новосибирский юридический институт (филиал)
Национального исследовательского
Томского государственного университета
Кафедра
Истории государства и права, конституционного права
Тема: Механизм административно-правового регулирования
Контрольная работа по административному праву
Вариант №3
|
Выполнил: студент заочной формы обучения 56 УП группы Иванов Валерий Викторович |
Новосибирск,
2015
Правовое регулирование отрасли административного права отличается своеобразным набором средств, форм и видов воздействия на общественные отношения и представляет собой механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования.1
Суть административно-правового регулирования, его специфические особенности определяются сущностью исполнительной власти, реализуемой в процессе юридически-властной деятельности особого вида государственных органов. Административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников, а его механизм есть форма юридического опосредования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая — управляемого.2
Механизм (система) административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права и дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения.3
При подготовке к данной работе была поставлена цель раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования.
В соответствии с поставленной целью работы было необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие
- рассмотреть структуру и виды административно-правовых норм;
- рассмотреть формы реализации административно-правовых норм;
- раскрыть понятие
- рассмотреть виды административно-правовых отношений.
Механизм административно-правового регулирования является одной из наиболее общих категорий науки административного права - это упорядоченная по стадиям регулирования система административно-правовых средств воздействия на общественные отношения в сфере организации и осуществления государственного управления.4
Механизм (система) административно-правового регулирования состоит из следующих элементов:
1) Административно-правовые нормы – первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Эти нормы содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов исполнительной власти и многих других актах.
2) Применение норм
3) Административно-правовые отношения, установление которых является по сути главной целью процесса административно-правового регулирования. Административно-правовые отношения включают в себя соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.5
Норма административного права представляет собой правило поведения, которое установлено или санкционировано государством, распространяется на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитано на многократное применение.6
Главными особенностями административно-правовых норм, отличающих их от норм других отраслей права являются следующие.
1) В административно-правовых
2) Административно-правовые
3) Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Огромное множество федеральных законов являются источниками административного права, однако нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права, что обусловлено обеспечением непосредственного государственного управления помимо прочего посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов, что невозможно на уровне законодателя. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.7
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру и состоит из гипотезы, отражающей совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиции, составляющей формулировку правила поведения и санкции, обусловливающей неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.
Следует иметь в виду, что
часть административно-
Среди административно-правовых норм разграничивают охранительные нормы, устанавливающие обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия, и регулятивные нормы, которые устанавливают использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный и лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, стимулирующие, поощрительные нормы и т. д.9
Выделяют материальные и процессуальные нормы административного права. Материальные нормы закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права, т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила реализации тех или иных управленческих действий либо правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются и для субъектов управленческой деятельности, и для управляемых объектов. Процессуальные нормы закрепляют юрисдикционные, правотворческие и правоприменительные процедуры.10
В соответствии с юридическим содержанием среди материальных административно-правовых норм различают:
1) обязывающие нормы (
2) запретительные нормы (устанавливают
запрет на ту или иную
3) ограничительные нормы (вводят ограничение на определенную деятельность);
4) разрешительные или
5) уполномочивающие или
6) стимулирующие или
7) регистрационные или
8) рекомендательные нормы (не носят
обязательного характера и пред
По форме предписания выделяют императивные (обязательные для исполнения) и диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения) административно правовые нормы.
По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными, региональными, территориальными, местными и локальными.
По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые и общеобязательные, охватывающие всех участников управленческих отношений.
По действию во времени различают срочные и бессрочные административно-правовые нормы.
Административно-правовые нормы могут регламентировать: организацию и деятельность механизма государственной власти, местной администрации; административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих и должностных лиц; организацию и деятельность общественных организаций, предприятий и учреждений; административно-правовой статус общественных объединений, негосударственных коммерческих организаций; административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.11
Реализация норм административного права выражается в практическом претворении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Выделяют следующие варианты реализации административно-правовых норм:
1) исполнение - точное следование предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия;
2) применение – издание актов,
предусматривающих механизм
3) использование – применение того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в норме альтернативы в принятии решений;
4) соблюдение – отличается от
исполнения пассивным
Административно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Предпосылкой и необходимым условием возникновения административно-правовых отношений являются нормы административного права, в связи с применением которых возникают и изменяются соответствующие правоотношения.
Административно-правовые отношения имеют отраслевые особенности, обусловленные тем, что они:
В структуру административно-правового отношения входят:
Административно-правовые отношения можно подразделить на следующие виды.
Основные управленческие связи - административно-правовые отношения, которые выражают сущность управления. Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, должностными лицами, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т. п.
Неосновные управленческие связи - административно-правовые отношения, которые не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью.
По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования