Нормативно - правовое регулирование прохождения службы в полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей нормативно - правового регулирования прохождения службы в полиции.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач: изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования; рассмотреть организационно-правовые формы полиции современной России; проанализировать особенности нормативно-правового регулирования прохождения службы в полиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 4
2.НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СОТРУДНИКОВ 9
3. ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ» КАК ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Normativno_-_pravovoe_regulirovanie_prohojdeniya_slujbyi_v_politsii..doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время актуальность приобретает проблема нормативно - правового регулирования прохождения службы в полиции.

Указанное обстоятельство и обусловили выбор настоящей курсовой работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные нормативно - правовым регулированием прохождения службы в полиции. Предметом являются правовые нормы и юридическая доктрина, касающаяся объекта исследования.

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей нормативно - правового регулирования прохождения службы в полиции.

 Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач: изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования; рассмотреть организационно-правовые формы полиции современной России; проанализировать особенности нормативно-правового регулирования прохождения службы в полиции.

Проведение анализа литературных источников по теме курсовой работы, позволяет дать оценку ее разработанности в юридической науке на современном этапе.

1. Организационно-правовые формы полиции в современный период

 

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с милицией, было довольно сложным, особенно для  понимания гражданами. Оно осуществлялось многоплановой системой законодательных и иных нормативных актов. В целом на федеральном уровне это было более одной тысячи законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, около десяти тысяч ведомственных документов.

Вопросы недостаточной материальной обеспеченности при наличии обширных полномочий и не менее обширных обязанностей сотрудников милиции не находили эффективного разрешения и являлись коррупционно опасным фактором. Многосложность обязанностей и избыточность кадрового состава затрудняли эффективную организацию работы. Становилась все более и более очевидной неудовлетворенность общества результатами и формами деятельности милиции. Осознание этих обстоятельств привело к преобразованию милиции в полицию и принятию радикальных мер по приведению организации и деятельности органов внутренних дел в соответствие с современными принципами построения и функционирования органов государственной власти.

Первым  шагом стало создание прочной  законодательной базы, основу которой  составил подготовленный по инициативе Президента Российской Федерации Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ1.

Федеральным законом понятие "полиция" раскрывается через призму ее социальной роли в российском обществе. Так согласно ч. 1 ст. 1 "Назначение полиции" она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Здесь законодатель не упоминает о ее принудительном потенциале, что было характерно для определения милиции.

Что касается роли полиции в борьбе с преступностью, то следует отметить, что  в Законе не нашел  отражения термин «борьба», поскольку, на наш взгляд совершенно справедливо, речь идет о противодействии преступности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий:

а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению  и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию  и расследованию правонарушений (борьба с преступностью);

в) по минимизации  и (или) ликвидации последствий совершения преступлений.

В основных направлениях деятельности полиции было закреплено правоохранительное предназначение полиции в обществе. Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений2.

Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России (ст. 4), и в ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель МВД России, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции, и они несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав  полиции, порядок ее создания, реорганизации  и ликвидации определяются непосредственно Президентом России, а нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции определяются руководителем МВД России.

Был кардинально  решен вопрос о несвойственных функциях. В Законе не содержатся ранее закрепленные за милицией функции.

Закон носит комплексный характер, что является следствием усовершенствования юридической техники. Это устраняет возможные проблемы в его применении, которые ранее были свойственны Закону "О милиции". Теперь в Законе закреплен исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников. Детализированы отдельные правомочия, обозначены условия их реализации. Исключены нормы, не имеющие конкретного юридического содержания. При этом компетенция полиции, определяемая в Законе, имеет четко установленные рамки. Эта мера направлена не только на упрощение правоприменительной практики, но и на исключение возможности злоупотреблений в отношении граждан, которые порождаются размытостью правовых формулировок. Логичность, внятность и формальная определенность норм призваны устранить саму возможность необоснованного применения административного усмотрения.

В Законе получила отражение идея гуманизации форм и методов работы полиции. Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав и свобод человека и гражданина, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эти изменения получили адекватное отражение в законодательстве, закрепляющем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, ее права и обязанности.

Принципы деятельности полиции  изложены в главе 5. Законодатель к  ним отнес следующие: Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина,  законность,  беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество,  использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Закон закрепляет новую, партнерскую модель взаимоотношений, которая предполагает служение полиции обществу, сотрудничество полиции с институтами гражданского сообщества и гражданами на основе взаимного уважения и взаимопомощи. Такая модель позволяет каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей действовать во имя и в интересах общества, а обществу - воспринять и в полной мере осознать цель делегирования полиции правомочий по осуществлению государственного принуждения, которое является необходимым атрибутивным инструментом защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Правовыми средствами реализации этой модели является перечень принципов деятельности полиции, ориентирующий каждого сотрудника на уважительное отношение к гражданам, исполнение своих полномочий на основе высоких этических стандартов.

Закон исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности.

Одним из основополагающих аспектов Закона является повышение требований к сотрудникам полиции, эффективности их деятельности. Поскольку представление о правоохранительных органах складывается прежде всего в процессе личных контактов граждан с сотрудниками, то от того, каким будет сотрудник российской полиции, во многом зависит и успех реформирования органов внутренних дел. Именно по этой причине особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу. В Законе не только закреплен набор требований к полицейскому, но и установлены правовые механизмы их обеспечения.

На данном этапе с учетом масштабов и степени сложности задач, которые надлежит решать полиции, наиболее оптимальной представляется организационно единая структура, в которой полиция является составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, причем полиция не подразделяется на какие-либо виды. Этим обеспечивается наибольшая эффективность деятельности полиции в современных условиях ее развития.

2.Нормативно - правовое регулирование прохождения службы в полиции в контексте правового статуса ее сотрудников

 

Принятие  Федерального закона "О полиции" потребовала совершенствования значительного ряда существующих нормативных правовых актов МВД России, приведения их в соответствие с указанным законом, тщательного его изучения сотрудниками органов внутренних дел.

По мнению А.К. Дубровина, возникают вопросы, связанные  с употреблением некоторых базовых  понятий, упоминаемых в федеральном  законодательстве и нормативных правовых актах МВД России в связи с принятием указанного закона и формированием новых связей между полицией и гражданами, складывающихся в результате правоохранительной деятельности3. Наибольший интерес у автора вызывает вопрос применения в научной литературе и упомянутых актах понятия "правовой статус сотрудника полиции". Общение с практическими работниками подчеркивает, что многие из них не имеют специфического видения правового статуса сотрудника полиции в качестве предмета правового познания.

Обратимся к научному анализу правового  статуса сотрудника полиции в  правовой действительности.

Основой понятия  правового статуса сотрудника полиции  является понятие статуса личности. В научной литературе различают  общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п.

Понятие правового  статуса личности исходит из положения  личности в обществе, определяемого  юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.

Правовой  статус личности в научном толковании классифицируется на его составляющие:

- общий  правовой статус, который определяется  Конституцией РФ и является единым, одинаковым для всех;

- специальный  правовой статус - статус лица, принадлежащего  к определенной категории граждан  - государственных служащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции;

- особый  административно-правовой статус - статус государственных служащих  по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, совершивших правонарушения, к ответственности;

- индивидуальный  правовой статус - это статус конкретного  индивида, отражающий совокупность  только ему принадлежащих прав  и обязанностей, в зависимости  от гражданства, семейного положения, возраста, пола и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим  и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных  законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях4 и нормативными правовыми актами МВД России5), - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего6.

Статус  полицейских служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и международными нормами нравственности. Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 "О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы" гласит, что "...работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незаконных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения"7.

Для оценки правового статуса сотрудника полиции  как государственного служащего, исходя из того, что служба в органах  внутренних дел является разновидностью государственной службы Российской Федерации, обратимся к понятию государственной службы.

Становление института государственной службы в России было предметом исследования А.Н. Поздышева, который отметил, что "...в период с 1917 г. по 1993 г. не было принято ни одного специального законодательного акта о государственной службе, а еще в конце XIX века Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон утверждали следующее: "служба государственная... есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства".

Несмотря на отсутствие в советской истории законодательного акта о государственной службе, служебные отношения в органах внутренних дел регулировались специальными правовыми актами, начиная с Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 г. "О советской рабоче-крестьянской милиции" до принятого в 2011 году Федерального закона "О полиции".

В соответствии Законом "О милиции", "милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Что касается Федерального закона "О полиции", он не определяет понятие "полиция", хотя, исходя из положений Закона, можно охарактеризовать это понятие следующим образом: "полиция - составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел". Но в Законе никак не обусловлено, что другими составными частями данного федерального органа исполнительной власти являются внутренние войска МВД России, Федеральная миграционная служба, Следственный комитет при МВД России.

Информация о работе Нормативно - правовое регулирование прохождения службы в полиции