Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:41, реферат
Среди дисциплин, изучающих государство, административное право сосредотачивает свое внимание на административной деятельности государства, изучая задачи, организацию, формы этой деятельности и те законы, которыми она направляется и регулируется. От законности действий органов государственного управления зависит состояние законности и порядок в стране в целом.
Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы……………………………………………………………………....4
2. Гарантии законности: понятие и виды……………………………………….5
3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды………………………………………………………………………..…6
4. Государственный контроль: понятие и виды……………………………………………………………….............……7
5. Прокурорский надзор в управлении…………………………….…………..13
Заключение…………………………………………………………………..…...16
Список использованных источников и литературы………………………..….17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра правового обеспечения управления
Контрольная работа по теме:
«Обеспечение законности в государственном управлении»
Выполнила:
Проверила:
к.ю.н, доцент
Москва – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………..….17
Введение
Среди дисциплин, изучающих государство, административное право сосредотачивает свое внимание на административной деятельности государства, изучая задачи, организацию, формы этой деятельности и те законы, которыми она направляется и регулируется. От законности действий органов государственного управления зависит состояние законности и порядок в стране в целом. Принцип законности – это основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права. В демократическом обществе законность является руководством к действию не только для всего населения, организаций, общественных объединений, но также и для органов государства и их представителей, в том числе высших должностных лиц государства. В Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия является демократическим правовым государством. Ст. 15 Основного закона устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Закрепленный таким образом в законодательстве принцип законности в российской науке административного права понимается как принцип неуклонности соблюдения законов и других нормативно-правовых актов всеми органами власти, организациями и населением. Таким образом, законность подразумевает обеспечение соблюдения закона не только объектами управления, но также и самими «творцами» норм права, в том числе и органами государственного управления.
Не претендуя на исчерпывающую информацию, постараюсь выяснить, какими способами обеспечивается законность государственного управления в Российской Федерации.
1. Законность в
государственном управлении:
Законность в государственном управлении – это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов. Общие черты законности: является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан; выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления; является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности; основывается на действующем российском законодательстве; представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления. Принципы законности следующие: Верховенство закона – состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой; Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность;
Единство законности – действие законов, подзаконных
нормативных правовых актов на территории
всего государства единообразно, их толкование
и применение не должны отличаться в зависимости
от территориального масштаба действия;
это прежде всего единство нормативной
основы законности для всего государства; Всеобщность и непререкаемость
законности – требования законности
распространяются на деятельность как
органов государственной власти, местного
самоуправления, их должностных лиц, так
и граждан, общественных объединений;
никто из субъектов управленческих отношений
не может быть исключен из сферы законности; Гарантированно
2. Гарантии законности: понятие и виды
Гарантии законности – это совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.
Гарантии законности делятся
на общие условия обеспечения
законности и специальные средства
обеспечения законности. Общи
3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
Обеспечение законности в сфере государственного управления – это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.
4. Государственный контроль: понятие и виды
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Сущность государственного контроля: деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции; наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности; получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте; соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности; принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение; применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой); организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта. Исходя из установленного Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля : президентский контроль; контроль законодательных (представительных) органов власти; контроль в системе органов исполнительной власти; судебный контроль. Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
Президентский контроль.
Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. Президент осуществляет контрольные полномочия также при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а, кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил. Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ. Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В определенных Конституцией случаях (ст. 85) Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.
Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти.
Этот вид контроля регламентирован
Конституцией (ст. 102, 103). Существует механизм
построения контроля со стороны Федерального
Собрания за соответствием указов Президента
Конституции и законам
Контроль в системе органов исполнительной власти.
Функции государственного контроля
осуществляют Правительство, федеральные
министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти, а также
соответствующие органы исполнительной
власти субъектов Федерации. Правительство
РФ как орган общей компетенции наделено
широкими контрольными полномочиями в
отношении федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции
и Федеральному конституционному закону
«О Правительстве Российской Федерации»,
оно осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан и иные
полномочия, возложенные на него Конституцией,
федеральными законами и указами Президента.
В пределах своей компетенции оно организует
исполнение федеральных конституционных
законов, федеральных законов, нормативных
указов Президента, международных договоров
Российской Федерации, осуществляет систематический
контроль за исполнением их федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
принимает меры по устранению нарушений
действующего законодательства.
Информация о работе Обеспечение законности в государственном управлении