Общая характеристика местного смоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных про-блем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМО-УПРАВЛЕНИЯ В РОС-СИИ……………………………………………………………………… 5
§1. Понятие и система местного самоуправления в России
§2. Принципы местного самоуправления
§3. Функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРА-НЫ………………………………..16
§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.
- Нормы конституции российской федерации о местном
самоуправлении
- Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты
§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации
§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ С ОВД…………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая местное самоуправление.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ……………………………………………………………………… 5

§1. Понятие и  система местного самоуправления в  России

§2. Принципы местного самоуправления

§3. Функции местного самоуправления

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРАНЫ………………………………..16

§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.

- Нормы конституции  российской федерации о местном

самоуправлении

- Федеральные  законы и подзаконные нормативно-правовые акты

§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации

§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ  МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД…………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……50 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:

- необходимость  преодоления существующей политической  напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность  в развитой органов правоохраны  в субъектах Российской Федерации. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;

- острота  проблемы укрепления российской  государственности, 
и роли местного самоуправления в системе правоохраны.  
Демократическая система власти способна сохранить централизованное 
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при 
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных 
структур управления;

Понятие местного самоуправления, система его  органов, связь этих органов с  населением и центральными органами власти, правоохранительными органами исследовали еще русские правоведы начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, в вверенными местным административным органам.

Цель  и задачи исследования:

Цель  курсовой работы состоит в исследовании компетенции органов местного самоуправления в сфере правоохраны, и рассмотрение нормативно правовых основ местного самоуправления как органа правоохраны.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

* обоснование  исторических предпосылок формирования  модели местного самоуправления в России;

* выявление нормативно правовых актов местного самоуправления как предмета правоохраны;

* раскрытие  и обоснование путей формирования  современной модели местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Общая характеристика местного самоуправления в России 

§1. Понятие и система местного самоуправления в России 

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ  конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной  формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г1. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать  вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления -- широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

Институт  местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года2;.

Следует отметить, что современная организация  местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне -- волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный  вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему  местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;:3

территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных  принципов местного самоуправления;

полномочий  органов и должностных лиц  местного самоуправления;

гарантий  осуществления местного самоуправления.

Принципиальным  положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:

-- городские  и сельские поселения;

-- части  указанных поселений (районы городов,  микрорайоны,

кварталы, улицы и т. п.);

-- совокупности  поселений, объединяемых общей территорией

(районы, уезды, сельские округа -- волости,  сельсоветы и т. д.).

Именно  эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ . Серия 11. Право. 1996. - №2. - С. 59..4

§2. Принципы местного самоуправления 

Принципы  местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 1997. - №1.- С. 115..5

1. Самостоятельность  решения населением всех вопросов  местного значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что  местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе  с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных  органам местного самоуправления, подконтрольна  государству.

2. Организационное  обособление местного самоуправления в системе управления обществом & государством.

Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же

время органы местного самоуправления могут  наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ) Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. - Саратов. - 1996. - С. 109..6

Информация о работе Общая характеристика местного смоуправления в России