Особенности административной ответственности физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, как можно более четкое освещение вопросов особенностей административной ответственности физических лиц.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
- Определить понятие административной ответственности;
- Выявить основные черты административной ответственности;
- Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..........
1. Понятие административной ответственности ……………………...............
2. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц …………..........................................................................................................
3. Особенности административной ответственности физических лиц ...........
4. Административное наказание физических лиц и его виды..........................
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы.…...………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………...…..........

3

1. Понятие административной ответственности ……………………...............

5

2. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц …………..........................................................................................................

9

3. Особенности административной ответственности физических лиц ...........

13

4. Административное наказание физических лиц и его виды..........................

19

Заключение……………………………………………………………………….

30

Список используемой литературы.…...………………………………………...

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  Кодексом об административной ответственности, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Административное право  имеет свой  собственный вид юридической ответственности - административную ответственность. Данный вид ответственности имеет большую сферу применения в общественной жизни за счет своего огромного диапазона регулируемых административными нормами отношений, а также несложности процессуальных процедур привлечения к ответственности, которая обозначилась вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

Но так же не стоит забывать, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь имеет место применение меры многих видов юридической ответственности. Стоит заметить, что нарушение действующих норм административного права может повлечь за собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).

Актуальность темы данной работы, по мнению автора, состоит в том, что административная ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за большой круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Целью данной работы является, как можно более четкое освещение вопросов особенностей административной ответственности физических лиц.

В связи с указанной  целью были сформулированы следующие  задачи:

- Определить понятие административной ответственности;

- Выявить основные черты административной ответственности;

- Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;

- Изучить принципы административной ответственности;

- Рассмотреть особенности института административной ответственности.

- рассмотреть особенности  административной ответственности  физических лиц, их административно-правовой  статус

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения  в сфере административной ответственности, а предметом исследования - правовые нормы, регулирующие указанные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие административной ответственности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность  наступает за деяния, менее опасные  для общества, чем преступления.

Основные черты административной ответственности:

1) имеет собственную нормативно-правовую  базу (КоАП РФ);

2) основанием административной  ответственности является административное  правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный  проступок, материальной – материальный  ущерб или гражданско-правовой  деликт);

3) за совершение административного  правонарушения применяется особый  вид взыскания – административное  взыскание (за преступление –  уголовное наказание, за дисциплинарное  – дисциплинарное взыскание,  за материальное – имущественные  санкции);

4) административное взыскание  применяется широким кругом уполномоченных  на то органов и должностных  лиц (уголовное наказание –  только судом, дисциплинарное  – органом, должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью,  меры материальной ответственности  – судами общей компетенции  и хозяйственными судами, в отдельных  случаях – в административном  порядке);

5) административное взыскание  налагается органом и должностными  лицами на неподчиненного им  нарушителя. По этому признаку  административная ответственность  отличается от дисциплинарной, меры  которой к работникам и служащим  применяются в основном в порядке  подчинения вышестоящим органам и должностным лицам;

6) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы (за исключением увольнения в отношении отдельных категорий работников, прямо указанных в законодательстве);

7)административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП РФ, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Мы же считаем возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев  меньше, чем у преступлений). Примерами  здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

Принятый новый Кодекс об административных правонарушениях  снял некоторые проблемы и противоречия, стоявшие перед правоприменительной  практикой. В частности, ФЗ РФ «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушения» исключены из Таможенного  кодекса РФ нормы об ответственности  за таможенные правонарушения; последние  теперь включены в Кодекс об административных правонарушениях. Соответствующие  нормы исключены из различных  нормативно-правовых актов, предусматривающих  административную ответственность, и  помещены в КоАП РФ.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях унаследовал недостатки утратившего силу Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. В частности, в юридической литературе неоднократно указывалось на дублирование ответственности  за налоговые правонарушения в КоАП РСФСР и налоговом законодательстве. Принятие нового кодекса не устранило  данного противоречия1.

Кодекс об административных правонарушениях содержит специальные  законоположения, где устанавливаются  цели и задачи законодательства об административной ответственности, которые  в некоторой степени предопределяют функции административной ответственности.

Функции административной ответственности.

Регулятивная функция  осуществляется типичными, характерными и для регулятивных функций других видов ответственности способами: путем установления запретов совершать определенные действия; установления позитивных обязанностей; установления составов правомерного поведения; установления и применения поощрений. Регулятивная функция административной ответственности участвует в закреплении и оформлении динамики самых разнообразных общественных отношений, в частности — в определении административно-правового статуса субъектов административного права и субъектов административной ответственности.

Регулятивная функция  административной ответственности  устанавливает запреты, позитивные обязывания и тем самым закрепляет и предопределяет поведение субъектов  административной ответственности. Продуманная  законодателем система обязанностей и запретов рассчитана прежде всего  на то, чтобы субъект действовал правомерно. Эта система указывает  на такую программу действий, которая  оценивается государством как одобряемая. Осуществление регулятивной функции  административной ответственности непосредственно связано с ее добровольной формой реализации.

Регулированию общественных отношений способствует превентивная функция административной ответственности, которая взаимосвязана как с  регулятивной, так и с охранительной  функцией административного права.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы2.

Таким образом, анализируя данную часть работы, стоит отметить, что  мы выяснили, что основной сферой регулирования административно-правовых отношений являются отношения, которые возникают в связи с осуществлением органами власти и управления предоставленных им властных полномочий по поддержанию нормального функционирования экономической, военной, социально-культурной систем страны, а также по охране государственного и общественного порядка.Аответственность, предусмотренную законом для предприятий и организаций, физических лиц, должностных лиц за нарушение каких-либо правил, направленных на защиту личных, государственных и общественных интересов в любой из перечисленных областей, исполнение которых контролируется органами исполнительной власти, можно рассматривать как административную.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и содержание административно-правового статуса физических лиц

Физические лица вступают в административно-правовые отношения  в определенном административно-правовом качестве, т.е. обладая соответствующим  административно-правовым статусом. Субъектами административного права так  или иначе являются все физические лица.

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности  гражданина как правосубъектного участника  общественных отношений в сфере  организации и осуществления  государственного управления.

В науке административного  права получило распространение  представление о четырех элементах административно-правового статуса граждан:

1. Статус личности включает  административные права и обязанности,  присущие всем без исключения  физическим лицам в Российской  Федерации, независимо от каких  бы то ни было обстоятельств.  Примером таких прав и обязанностей  являются право на обращение  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность  сохранять природу и окружающую  среду. Административно-правовой  статус личности в своей основополагающей  части вытекает из норм главы  2 Конституции РФ и непосредственно  закреплен во многих федеральных  законах.

2. Статус гражданства  включает административные права  и обязанности, дифференцированные  по физическим лицам исходя  из критериев наличия или отсутствия  определенного вида гражданства.

Наиболее распространенным и обычным является статус гражданства  Российской Федерации. Именно на закрепление  административных прав и обязанностей граждан ориентировано подавляющее  большинство актов административного  законодательства Российской Федерации.

В последние годы наблюдается  повышенное внимание законодателя к  регулированию вопросов административно-правового  статуса иностранного гражданства  в Российской Федерации. Иностранные  граждане в Российской Федерации  обладают правами и несут обязанности  граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Особенностям правового положения иностранных  граждан в данном издании посвящен отдельный параграф.

Информация о работе Особенности административной ответственности физических лиц