Разграничение административных и других правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – получить теоретические знания по данной теме.
Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:
- Познакомиться с особенностями административно – правовых отношений: понятием административного правоотношения, основными чертами структурой, основаниями возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений;
- Определить виды административно – правовых отношений;
- Изучать разграничение административных и других правовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………..
С.
Глава 1. Особенности административно – правовых отношений …………………………………………………………...

1.1. Понятие административного правоотношения

1.2. Основные черты ………………………………………….

1.3. Структура …………………………………………………

1.4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений


Глава 2. Виды административно – правовых отношений……………………………………………………………...

2.1.Основные и неосновные административные правоотношения………………………………………………………..

2.2.Субординационные и координационные административные правоотношения ……………………………………………………….

2.3. Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве ……………………………………………..

2.4. Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения …..


Глава 3. Разграничение административных и других правовых отношений …………………………………………………

3.1. Связь административного и государственного права ……..

3.2. Административные и трудовые отношения ………………..

3.3. Административные и уголовные правоотношения ………...

Заключение ……………………………………………………...

Библиографический список …………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

!Почти готовая!.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………..

С.

Глава 1. Особенности  административно – правовых отношений …………………………………………………………...

 

1.1. Понятие административного  правоотношения               

 

1.2. Основные черты ………………………………………….

 

1.3. Структура …………………………………………………

 

1.4. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений

 

 

Глава 2. Виды административно – правовых отношений……………………………………………………………...

 

2.1.Основные и неосновные административные правоотношения………………………………………………………..

 

2.2.Субординационные и координационные административные правоотношения ……………………………………………………….

 

2.3. Вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве ……………………………………………..

 

2.4. Внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения …..

 

 

Глава 3. Разграничение  административных и других правовых отношений …………………………………………………

 

3.1. Связь административного  и государственного права ……..

 

3.2. Административные и трудовые отношения ………………..

 

3.3. Административные  и уголовные правоотношения ………...

 

Заключение ……………………………………………………...

 

Библиографический список …………………………………..

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что при изучении любой отрасли российского права, регулируемые определенными правоотношениями, необходимо понять основу данного предмета исследования, его фундаментальный базис.

Данная работа посвящена  изучению административно – правовых отношений в российском законодательстве. При изучении этой отрасли права акцентируется внимание на подробном и тщательном рассмотрении данного вопроса.

Объект исследования — административные правоотношения в Российской Федерации.

Предмет исследования — Административное право России.

Основная цель работы – получить теоретические знания по данной теме.

Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:

- Познакомиться с особенностями административно – правовых отношений: понятием административного правоотношения, основными чертами  структурой, основаниями возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений;

- Определить виды административно – правовых отношений;

- Изучать разграничение административных и других правовых отношений.

Методы исследования — анализ учебной литературы, монографий и публикаций, затрагивающих изучение административно-правовых отношений.

При обработке материала  использовались научные работы таких авторов, как Абдурахманов А.А., Попов Л.Л., Сальников В.П., Юсупов В.А., Коренев А.П., Козлов Ю.М., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Галлиган Д.А., Габричидзе Б.Н., Котельникова Е.А., Тихомиров Ю.А., Клеандров М.И.

Проблема административно-правовых отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени усиливает это ее качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом смысле, механизм государственного регулирования в новых условиях и т.п.). Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования – в особенности. В силу этого, важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности административно –  правовых отношений

    1. Понятие административного правоотношения

Любая отрасль  российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует  выделить некоторые особенности, дополняющие  эту общую характеристику и способные  служить основой для отграничения административно-правовых отношений  от других видов правоотношений. К  таким особенностям относятся:

- права и  обязанности сторон данных отношений  связаны с деятельностью исполнительных  органов государства и других  субъектов исполнительной власти;

- всегда одной  из сторон в таких отношениях  выступает субъект административной  власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные  правоотношения практически всегда  возникают по инициативе одной  из сторон;

- если произошло  нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение  споров между сторонами, как  правило, осуществляется в административном  порядке.

- административные  правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

1.2. Основные  черты административных правоотношений.

На особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.

Особенности административно-правовых отношений и их реальное место  в системе правоотношений могут  быть выражены следующими положениями.

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными  на началах «власть — подчинение». Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование формулы «властеотношения» требует многих уточнений, разъяснений и дополнений.

В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения.

2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость  выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых  административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда на лицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это — мостик к формуле «власть — подчинение».

Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях — налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны — авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой — подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

3. Сфера государственного  управления — управляемая сфера.  В силу этого в административно-правовых  отношениях всегда находят свое  выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой  деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой общности людей (например, семья, общественное движение и т. п.), а о государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства.

4. Сфера государственного  управления есть та область  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо  органами государственного управления, либо органами исполнительной  власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, то есть компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов.

5. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  особой разновидностью организационных  отношений. Характерно, что они  преследуют цель не только  организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации». Например, в структурном смысле — это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований и т.п. В функциональном смысле — это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой государственного управления, и т.п. Главное при этом состоит в том, что административно-правовые отношения, будучи по своей сути организационными, непосредственно связаны с деятельностью специальных субъектов — органов государственного управления и возникают на основе специфических правовых норм, а именно — административно-правовых.

6. Административно-правовые  отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Информация о работе Разграничение административных и других правовых отношений