Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследовать административно-правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти;
2. Исследовать содержание административно-правового статуса
органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления

Содержание

Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 5
1.1. Понятие «Органы исполнительной власти» 5
1.2. Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 8
2. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти 14
2.1. Административно-правовой статус Президента РФ 14
2.2. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти России 18
2.3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ 23
2.4. Административно-правовой статус органов местного самоуправления 27
Заключение 30
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. право Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти в России.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

План


 

Введение 3

1. Понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 5

1.1. Понятие «Органы исполнительной власти» 5

1.2. Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 8

2. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти 14

2.1. Административно-правовой статус Президента РФ 14

2.2. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти России 18

2.3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ 23

2.4. Административно-правовой  статус органов местного самоуправления 27

Заключение 30

Список источников и литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время роль как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти, в осуществлении глубочайших социально-экономических преобразований в Российской Федерации объективно возрастает. Исторический опыт свидетельствует, что экономические, социальные и иные реформы могут дать необходимый эффект лишь в сочетании, а порой и на основе соответствующей организации деятельности органов исполнительной власти, единственно способных материализовать любую идею государственного строительства, перевести ее на уровень повседневной практической работы, дающей столь же повседневные зримые результаты1.

В государстве, независимо от его формы и политического  режима, возможность органов исполнительной власти исполнять свои функции и  осуществлять компетенцию напрямую зависит от их организационно-правового статуса, объема полномочий, места в государственном управлении. В этой связи, проблема законодательного определения основных элементов правового статуса органов исполнительной власти, приобретает первоочередное значение в области административного права и в полной мере свидетельствует об актуальности темы данной работы.

Цель курсовой работы является исследовать административно-правовой статус органов исполнительной власти в РФ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть  понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти;

2. Исследовать содержание   административно-правового   статуса

органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных  органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе реализации административно-правового статуса органов исполнительной власти РФ.

Предметом исследования является законодательство РФ, регламентирующее реализацию административно-правового статуса органов исполнительной власти РФ.

Методы исследования: анализ законодательства, научной и специальной юридической литературы, сравнение, синтез, прогнозирование и др.

Тема «Административно-правовой статус органа исполнительной власти» достаточно хорошо изучена. Теоретическую основу данной работы составляют разработки таких отечественных ученых-юристов, как Д.Н. Бахрах, О.Н. Шерстобоева, Ю.Н. Старилова, Н.Г. Салищевой, Д.Г. Правдина, Л.А. Калининой, И.Л. Бачило и многих других.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти

 

1.1. Понятие «Органы исполнительной власти»

 

Необходимо отметить, что понятие «исполнительная власть» не аналогично понятию «орган исполнительной власти». Это определяется тем, что исполнительные органы власти являются только носителями волевого распоряжения вышестоящих органов государства. В целом система органов исполнительной власти образует саму исполнительную власть. Исполнительный орган государственной власти предназначен прежде всего выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы управления всей исполнительной властью.

Таким образом, важным звеном механизма, через который  государство реализует большинство  своих функций, являются органы исполнительной власти. Они обладают следующими признаками: являются составной частью системы органов государственной власти; порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке; обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом; обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач; для них характерна определенная самостоятельность деятельности; всегда действуют от имени государства; наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач; их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

В подавляющем  большинстве стран носителем  высшей исполнительной власти является глава государства. В современных конституционных монархиях им формально считается монарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например, в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства страны, которое несет за них ответственность.

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное  социальное образование, функционально  осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления2.

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ст. 5 ч. 3)3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ как часть единой системы государственной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов также образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77, ч. 2).

Субъекты РФ уполномочены самостоятельно устанавливать  путем принятия собственных нормативных  правовых актов систему органов  государственной власти и определять их полномочия. При этом они должны исходить из основ конституционного строя, общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст. 72, п. «н» ч. 1; ст. 77, ч. 1), из других положений Конституции РФ, конкретизирующих их федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Исходя из характеризующих  критериев органы исполнительной власти подразделяются на следующие виды:

1. По характеру компетенции - общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

4. По территориальному масштабу деятельности - федеральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти представляет собой такую  организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства4.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ5, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и

ролью в системе  управления.

Органам  исполнительной   власти   присущ  ряд   взаимосвязанных признаков или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

 

1.2. Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти

 

Проблема определения  содержания административно-правового  статуса органа исполнительной власти в научной литературе остается одной  из самых дискуссионных. Так, Ю.А. Тихомиров характеризует административно-правовой статус органов исполнительной власти посредством предложенной им теории компетенции6. Компетенция, по его мнению, выступает базовым понятием административно-правового положения коллективных субъектов, родовым по отношению к другим статусным элементам7. Довольно часто цитируется точка зрения Д.Н. Бахраха, выделившего в структуре административно-правового статуса три блока: целевой, структурно-организационный, компетенционный8. И.Л. Бачило назвала девять основных параметров, необходимых для согласования правового статуса всех федеральных органов, позволяющих «наиболее оптимально решить задачу упорядочения системы исполнительной власти в функциональном плане»9. Тем не менее, собственно содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти данный перечень не представляет. Ряд из указанных элементов, безусловно, является частью такого статуса, а другие оказывают на него влияние, наполняя его содержанием, или закладывают основу эффективной деятельности органа.

Представляется, что административно-правовой статус органов исполнительной власти состоит  из следующих элементов: цель деятельности, задачи деятельности, функции, полномочия (их совокупность составляет компетенцию  органа исполнительной власти). Организационную составляющую органа следует признать внешним элементом статуса, влияющим на его содержание: организация центрального аппарата, подразделений органа, их учреждение и упразднение; взаимодействие с органами государственной власти, иными государственными структурами, муниципальными органами и невластными субъектами. Цель как неотъемлемая составляющая правового статуса органов исполнительной власти определяется их управленческой сущностью. Ведь государственное управление всегда выступает как целенаправленное воздействие. Г.В. Атаманчук справедливо писал: «Зачем нужно управляющее воздействие? К чему оно способно привести? Вот первые вопросы, возникающие перед любым субъектом управления»10. Именно поэтому правильное определение цели должно стать первым этапом нормативного закрепления административно-правового статуса органа исполнительной власти.

Цель деятельности указывает на предназначение органа, она формулируется в общей  форме и не должна быть достижимой в ближайшей перспективе. Задачи конкретизируют цель, указывают на текущие результаты управления. Цель должна быть единой и определять систему задач11.

Цель первична, на ее основе перед органами ставятся задачи, а уже затем, исходя из них, формулируются функции. Поэтому  правильнее определять орган именно через его главное предназначение, а уже затем

обозначать  иные элементы статуса12.

Под функциями  чаще всего понимаются основные направления  деятельности органа исполнительной власти13. Общепризнано, что они отображают содержание такой деятельности, обеспечивают ее предметность, решают вопрос о разделении труда в государственном аппарате14. Все функции возможно поделить на две группы, условно назвав их как общие и предметные.

К общим функциям относятся сбор, обработка, анализ информации, передача ее другим органам; прогнозирование; организация; регулирование; непосредственное руководство; координация; планирование; контрольно-надзорная; учет15. Они присущи всем органам исполнительной власти, как правило, их статус определяется доминантой одной или нескольких вышеназванных функций. Например, можно говорить о контрольно-надзорных, плановых, регулятивных органах.

Тем не менее, их перечень указывает лишь на общую сферу, характеризующую деятельность органа, они слишком абстрактны и поэтому недостаточны для полного закрепления подведомственности каждого органа. Решение поставленной задачи видится в правильном установлении предметных функций, которые тесно связаны с объектом административного воздействия и призваны конкретизировать общие направления деятельности органов исполнительной власти. Для их иллюстрации целесообразно воспользоваться классификацией Д.Н. Бахраха, разделившего функции на четыре подгруппы: 1) по обеспечению безопасности личности, общества, государства: обеспечения обороны; общественного порядка; осуществления разведки и контрразведки; охрана государственной границы и другие; 2) по обеспечению развития экономики, осуществлению административно-хозяйственной деятельности: составление и исполнение бюджетов; лицензионной деятельности; обеспечение рационального природопользования; взимание налогов и сборов; содействие развитию предпринимательства; антимонопольная деятельность и др.; 3) по обеспечению реализации социальной политики государства: организация образовательной деятельности; организация здравоохранительной деятельности и спорта; организация научных исследований; организация пенсионного обеспечения, социальной защиты и др.; 4) по осуществлению связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т.п.)16. Цитируемый перечень является общим ориентиром для формирования предметных функций каждого органа. На практике каждая из них должна быть разделена до необходимого уровня, что позволит индивидуально определить статус органа, обозначить его место среди других структур.

Информация о работе Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти