Важное значение в регулировании
государственного управления имеют различные
социальные нормы и правила. На государственное
управление, представляющее собой распорядительную,
организационную, контрольную и иную деятельность,
влияние оказывают нормы морали, особенно
в точках непосредственного соприкосновения
с публичной политикой. Доверие и объективная
информация, соблюдение моральных принципов
со стороны руководителей и государственных
служащих во взаимоотношениях с населением
и внутри органов управление является
одной из составляющих эффективной работы
государственного аппарата.
В государственном управлении
довольно часто используются обычаи
и традиции – выборы председателя
нижней палаты парламента осуществляется
из представителей крупнейшей фракции
в палате, а его заместителей из
других более многочисленных объединений.
Такие традиции широко распространены
и в зарубежных странах - Востока,
Англии и др.
Очень широко влияние в
управленческой деятельности стандартов,
технических норм и правил, которые
устанавливаются государством, особенно
в производственной сфере.
С течением времени в деятельности
государственных органов складываются
организационные нормы и обыкновения,
которые также оказывают управленческое
воздействие на деятельность аппарата
и служащих. Примером может служить
отчет народного депутата, который
проходит в определенное время и
в одном и том же месте, или
проведение собрания по определенному
регламенту.
Хотя перечисленные
нормы не являются правовыми
по своей природе и устанавливаются
в большинстве случаев не государством,
они для него не безразличны.
В отдельных случаях государство
поддерживает и способствует
развитию некоторых из них,
в других не отвечающих интересам общества,
запрещает своим властным способом.
Главным регулятором государственного
управления является право. Оно складывалось
постепенно из доправовых социальных
норм и обычаев. Право формируется по двум
направлениям: во-первых, социальные нормы
других видов перерастают в нормы права,
путем их законодательного закрепления,
и, во-вторых, нормы права создаются самим
государством, когда в них возникает потребность
общества.
Если рассмотреть характерные
черты права, можно обратить
на следующие его составляющие:
- Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения.
- Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.
Правовые нормы по своему
содержанию и сфере действия группируются
по отраслям и институтам права, образуя
целостную систему: система права,
отрасль, подотрасль, институт права.
- Волевой характер. Государство в праве выражает волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.
- Общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, в государственном управлении. Это кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.
- Государственное принуждение выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством, им предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная.
Среди правовых
норм российских отраслей права
самыми разнообразными являются
административно-правовые нормы.
Они занимают самое большое
правовое пространство в цепи:
закон - подзаконный акт – акты
исполнения - документ. Чаще всего
эффект административно-правового
воздействия создает не одна
норма, а их совокупность, как
однородных, так и не однородных.
Нормы как первичные правила
поведения облекаются в структурные
формы – источники административного
права.
Для норм административного
права характерны:
- ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов;
- односторонне-властное волеизъявление стороны;
- широкая сфера усмотрения;
- преобладание директивно-обязательных норм;
- нормативно-ориентирующее воздействие;
- прямое применение административных санкций за правонарушение.
В отечественной
юридической литературе отмечается
несколько признаков характеризующих
норму права:
- первичная клетка права;
- государственное повеление;
- правило общего характера (для всех) и рассчитанное на многократное применение;
- формально определенное правило.
Административно-правовые
нормы отличаются от других
норм большей степенью взаимосвязанности
внутри одного правового акт
и в актах разных органов.
Проявляются принципы их подзаконности
и строгой иерархичности, позволяющий
согласованно решать проблемы с помощью
разных, но связанных и согласованных
норм.
Нормы административного
права определяют границы должного,
управомоченного и запрещенного поведения
различных субъектов в сфере государственного
управления. Определяя взаимные права
и обязанности сторон управленческих
отношений, они регулируют тем самым эти
отношения.
Специфика
предмета административно-правового
регулирования выделяет особенности,
отличающие административно-правовые
нормы от норм других отраслей
права:
- императивный характер;
- служат для реализации функций и назначения исполнительной власти;
- обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации;
- адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целяхупорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности.
- определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти.
- являются базой для регулирования отношений, входящие в предметдругих отраслей;
- обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;
- устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции.
- носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящимилибо признаны недействительными по решению суда.
Традиционно
в структуре правовых норм
выделяют три самостоятельных
элемента: гипотезу и диспозицию
(присущие нормам положительного
регулирования), диспозицию и санкцию
(свойственные нормам правоохранительным).
Эти элементы нормы административного
права имеют особенности.
Гипотеза
как условие применения нормы
зачастую не всегда выражена
в ней самой и может находиться
в структуре преамбулы, вводной
части или общих положениях, в
других нормах данного акта. Она
может быть общей для нескольких
норм. В некоторых случаях гипотеза
может быть обнаружена в других,
смежных или однородных актах.
Такая «подвижность» гипотезы
объясняется многообразием норм,
действие которых привязано не
только к конкретному юридическому
факту, но к событиям, явлениям
большего масштаба в стране, регионе
или отрасли.
Можно выделить
некоторые виды гипотез административно-правовой
нормы:
• по степени определенности:
абсолютно определенные (конкретные
обстоятельства) и относительно определенные
(общая характеристика условий);
• по способу изложения:
казуистичные и абстрактные;
• по назначению: общие и специальные;
• по внутренней структуре:
простые (одно условие) и сложные (кумулятивные
– одновременно несколько условий,
альтернативные – одно из нескольких
условий).
Диспозиция
как центральная часть административно-правовой
нормы выражается в определении
прав, обязанностей и ответственности
субъекта права. Формулирование
диспозиции нормы имеет двоякое значение:
- её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода регулирования отношений субъектов административного права.
- нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.
Установленные
диспозицией правила поведения
предписывающего, дозволяющего и
запрещающего характера могут
содержаться в одной или нескольких
статьях акта. Это связано с
тем, что подобные правила часто
обладают процессуальными свойствами,
т.е. регулируют целый ряд последовательно
совершаемых субъектом действий.
Их трудно свести к одному
простому правомерному действию.
Все правила, носящие преимущественно
характер диспозиции, изложены как
цепь последовательных юридических
действий.
Диспозиция (права,
дозволения, предписания, обязанности,
запреты) может быть различного
вида (дополнительно к классификации
примененной для гипотезы):
♦ по степени
определенности: относительно определенная
и абсолютно-определенная: простая
(признаки в силу очевидности
не называются) и описательная
(указывается правило и его
признаки).
♦ по форме
изложения: бланкетная (ссылка на
нормы другого акта) и отсылочная
(ссылка на нормы того же
акта).
Санкция административно-правовой
нормы содержит меру ответственности
за нарушение или невыполнение
правил, установленных диспозицией.
Санкции имеют различный характер
и могут содержаться в том
же акте как элемент конкретной
нормы или как обеспечивающий
элемент для нескольких норм данного
акта. Нередко применяются несколько санкций,
часть которых может относиться к нормам
других отраслей права. В этом просматривается
как тесная взаимосвязь административного
права с другими отраслями права и плотная
обеспеченность санкциями административно-правовых
норм других отраслей права. Как последствия
нарушения нормы санкции могут быть:
~ пресекательные
~ восстановительные
~ карательные.
В связи
с многообразием правовых норм
в административном праве подходы
к их классификации также носят
различный характер. В то же
время выделяются чаще следующие
виды административно-правовых норм:
1. по способу (методу)
регулирования поведения субъектов нормы:
принципы, императивные, поручения, задачи,
стимулы, указания, дефиниции, запреты,
учредительные, санкции, стандарты, договорные,
рекомендации, нормативы
2. по предмету
регулирования:
- материальные
- регулируют сущность управленче¬ских
отношений (административно-правовой
статус участников, правовой режим функционирования
исполнительной власти);
- процессуальные
- определяют порядок и методы
реализации материальных норм
государственного управления.
3. по функциям права:
регулятивные и охранительные;
4. по содержанию
регулирования:
- общие
- регулируют общие для всех
отраслей управ¬ления общественные
отношения;
- особенные
- регулируют общественные отношения,
складывающиеся в конкретных
сферах управления (экономической,
административно-политической, со¬циально-культурной).
5. По предмету воздействия
на субъекты административного
права выделяют:
- обязывающие - нормы,
предписывающие совершать определенные
дей¬ствия. Содержащиеся в таких нормах
указания могут быть выражены как обязательное
предписание;
- иногда называют
ограничительные – вводят ограничения
на поведение субъекта;
- запрещающие
- нормы, предусматривающие запрет на совершение
тех или иных действий в определенных
условиях. Запреты могут носить общий
или специальный характер;
- уполномочивающие
(управомочивающие) или дозволительные
(диспозитивные) - нормы, в которых выражается
возможность адресата действовать в рамках
установленных требований по своему усмотрению);
- стимулирующие
(поощрительные) - обеспечивают с помощью
средств материального или морального
воз¬действия должное поведение участников
регулируемых управленчес¬ких отношений;
- рекомендательные
- рекомендательные нормы чаще всего используются
во взаимоотношениях субъектов исполнительной
власти и негосударственных фор¬мирований.
6. В зависимости
от предела действия: по территории,
по сроку по кругу лиц: