Субъект административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем определения субъектов административной ответственности во всем его многообразии (физические лица, юридические лица, граждане и иные субъекты) и вопросов, связанных с правовым статусом субъектов административной ответственности.
Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Административное Право НОВАЯ.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение.

   На территории Российской Федерации действует огромное количество различных административных правил таких как,  правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима и многие другие. Нарушения административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.

   Целью данной работы  является  рассмотрение проблем  определения субъектов административной  ответственности во всем его  многообразии (физические лица, юридические  лица, граждане и иные субъекты) и вопросов, связанных с правовым статусом субъектов административной ответственности.

  Необходимо также  иметь в виду, что административную  ответственность предусматривают  нормы не только административного  права, но и ряда других отраслей  права, в частности трудового  и финансового.

Объектом исследования являются субъекты административной ответственности и их индивидуальные особенности.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть основания  для возникновения административной  ответственности;

- разобрать понятие и принципы административной ответственности;

- разобрать основания  освобождения от административной  ответственности;

- разобрать порядок назначения, цели и виды административных  наказаний;

- раскрыть правовую основу  субъектов административной ответственности;

                                          Основная Часть

1. Основание для административной ответственности

      Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность1.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности2.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

   1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

   2. Противоправность, т.е. данное деяние, нарушает нормы  различных отраслей права - административного, земельного, экологического и других которые охраняет государство, посредством установления административной ответственности за их нарушение.  

  3. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет доказано , что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    4. Наказуемость заключается в том, что только- то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого действующим законодательством установлена административная ответственность3.

2.  Понятие и принципы административной ответственности.

2.1 Понятие административной ответственности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений4.

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Основными отличиями административной ответственности от других видов юридической ответственности являются следующие:

- от уголовной ответственности - не влечет судимости, отличается  меньшей тяжестью наказания и  более коротким сроком давности.

- от гражданско-правовой  ответственности, которая  связана с причинением материального  ущерба – административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

- от дисциплинарной ответственности -  что она не связана с  подчиненностью, служебными отношениями  правонарушителя и органа государственной  власти (должностного лица), привлекающего  его к ответственности5.

2.2 Принципы административной ответственности

Принципами административной ответственности являются: равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, а также ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Принцип равенства перед законом заключается  в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами6.

Презумпция  невиновности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном КоАП РФ порядке, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело7.

Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство8.

Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

 

3. Освобождение  от административной ответственности

КоАП РФ предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности.

3.1 Крайняя необходимость.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. деяние направлено на устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред9.

Таким образом, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда.

в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не указывает, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом10.

3.2 Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики11.

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности.

 В КоАП РФ указаны четыре такие формы:

 а) хроническое психическое  расстройство, т.е. когда динамика  болезненного процесса имеет  длительный характер и тенденцию  к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный  психоз и т.д.;

б) временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением;  

в) слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта.

Он может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях (деменция);

г) иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) - интеллектуальный момент, и руководить ими - волевой момент.

Информация о работе Субъект административной ответственности