Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:01, курсовая работа
Исследуемая тема актуальна, поскольку на основе анализа финансового состояния предприятия можно определить конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Анализ позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновывать планы и управленческие решения, выявить наиболее слабые и сильные стороны предприятия и наметить пути его улучшения.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов». Состав и структура исходной информационной базы для проведения анализа……………………………..5
2. Анализ финансового состояния ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов»
2.1. Анализ имущественного потенциала предприятия………………….. 7
2.2. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности……………….. 8
2.3. Анализ деловой активности……………………………………………13
2.4. Анализ финансовой устойчивости…………………………………….16
2.5. Факторный анализ прибыли и
рентабельности………….………………………………………………22
2.6. Оценка вероятности банкротства предприятия………………………27
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов». Состав и структура исходной информационной базы для проведения анализа……………………………..5
2. Анализ финансового состояния ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов»
2.1. Анализ имущественного потенциала предприятия………………….. 7
2.2. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности……………….. 8
2.3. Анализ деловой активности……………………………………………13
2.4. Анализ финансовой устойчивости…………………………………….16
2.5. Факторный анализ прибыли и
рентабельности………….……………………………
2.6. Оценка вероятности банкротства предприятия………………………27
Заключение
Приложения
Список литературы
Введение
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих финансовые возможности предприятие как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Также характеризует способность организации финансировать свою деятельность.
В современных рыночных условиях, отличающихся нестабильностью ситуации, создается немало трудностей действующим субъектам. Поэтому огромное внимание уделяется анализу финансового состояния предприятия (независимо от формы собственности и вида деятельности), так как позволяет выявить, как в данной организации соблюдался режим экономии, насколько эффективно использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы; рентабельно ли работало предприятие; проводилась ли работа по обновлению основных средств, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению качества оказываемых услуг.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, то есть для внутреннего использования и оперативного управления финансами. Именно поэтому проведение анализа финансового состояния предприятия является актуальным вопросом не только для самого предприятия, но и для внешних пользователей информации (налоговых органов, банков и т.д.).
Исследуемая тема актуальна, поскольку на основе анализа финансового состояния предприятия можно определить конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Анализ позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновывать планы и управленческие решения, выявить наиболее слабые и сильные стороны предприятия и наметить пути его улучшения.
Объектом исследования является ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов».
Предметом исследования является состояние расчетов и финансовое положение на предприятии.
Целью курсовой работы является проведение анализа системы расчетов, финансового состояния и определение направлений по оптимизации в ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить методологию
проведения анализа
- определить состав и
структуру исходной
- провести анализ
- на основе полученных показателей выявить возможные направления по оптимизации финансового состояния предприятия.
1. Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Рязанский
завод металлокерамических
- Организационно-экономическая
характеристика ОАО «Рязанский
завод металлокерамических
Открытое Акционерное общество «Рязанский завод металлокерамических приборов» учреждено в соответствии с планом приватизации и с момента государственной регистрации стало правопреемником прав и обязанностей преобразованного государственного предприятия «Рязанский завод металлокерамических приборов».
Общество является коммерческой организацией и зарегистрировано регистрационным управлением администрации города Рязани 13 января 2000 года, регистрационный номер 13632. Создано на неограниченный срок.
Общество является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс.
Целью создания Общества является удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции (работах, услугах) и извлечение прибыли.
Видами деятельности ОАО являются:
- разработка и производство электронной техники, электротехники, товаров народного потребления;
- проведение научно - исследовательских
и опытно-конструкторских
- разработка и реализация
конструкторской и
- внешнеэкономическая
- производство продукции для нужд Министерства обороны Российской Федерации;
- медицинская деятельность;
- санаторно-курортное
Уставный капитал Общества составляет 82 846 000 рублей и разделен на 82 846 000 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Исполнительным органом Общества является – Генеральный директор.
Общество руководствуется в своей деятельности учетной политикой, утвержденной руководителем организации.
Общество осуществляет статистическую и финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Состав
и структура исходной
Финансовая отчетность представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия.
Финансовая отчетность представляет собой наиболее полную, достаточно объективную и достоверную информационную базу, основываясь на которой можно сформировать мнение об имущественном и финансовом положении предприятия. Поскольку в соответствии с законодательством бухгалтерская отчетность является открытым источником информации, а ее состав, содержание и формы представления по основным параметрам унифицированы, существуют типовые методики ее чтения и анализа.
Основным источником информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы бухгалтерской отчетности:
Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках являются основными формами отчетности, так как обязательно присутствуют в периодической отчетности, отражают имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату и достигнутые в отчетном периоде финансовые результаты. Помимо них в периодическую отчетность могут быть включены другие формы, содержащие расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.
Для проведения анализа финансового состояния ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов» используются данные на основе Бухгалтерского баланса (форма №1-Приложение А) периода 2010 – 2012 гг. и Отчета о прибылях и убытках (форма №2 – Приложение Б) за 2011 и 2012 г.
2. Анализ финансового
состояния ОАО «Рязанский
2.1. Анализ имущественного потенциала предприятия
При проведении анализа имущественного потенциала рассчитывают следующие показатели:
1) Чистые активы (ЧА) – это активы, которые остаются доступными к распределению среди акционеров после расчетов со всеми кредиторами в случае ликвидации предприятия
ЧА = А-ЗК,
где А – активы баланса по расчетному году,
ЗК – заемный капитал в соответствующем году.
2) Собственные оборотные средства (СОС) – величина собственных средств, находящихся в обороте:
СОС = СК – ВНА
Или
СОС = ОА-ДО-КО,
где ОА – оборотные активы;
ДО – долгосрочные обязательства;
КО – краткосрочные или текущие обязательства.
Проведем анализ имущественного потенциала изучаемого предприятия за 2010-2012 гг:
2010 год:
ЧА = 320704-36120 = 284584 тыс.р.
СОС = 155849-181454-36120 = - 61725 тыс.р.
2011 год:
ЧА = 366580-118915 = 247665 тыс. р.
СОС = 215062-143659-118915 = - 47512 тыс. р.
2012 год:
ЧА = 372939-252835 = 120104 тыс. р.
СОС = 228884-15984-252835 = - 39935 тыс. р.
Таким образом, за 2011 год стоимость ЧА уменьшилась на 36919 тыс. р., что произошло из-за опережения темпа роста заемного капитала (причиной этого является прогрессирующее из года в год использование заемных средств) над темпом роста активов баланса. За 2012 год наблюдается аналогичная ситуация, уменьшение ЧА на 127561 тыс.руб., что также вызвано разницей темпов роста показателей. Следовательно, за исследуемый период, а именно с начала 2011 года и до конца 2012 года стоимость ЧА уменьшилась на 164480 тыс. руб., что составит 57% от первоначальной суммы ЧА.
Собственные оборотные средства предприятия по каждому году имеют отрицательные показатели. Но СОС 0 не всегда являются концом существования предприятия, т.к при анализе данного показателя важна его динамика. За период с 2011 по 2012 гг. СОС предприятия ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов» увеличились на 21790 тыс.руб., т.е на 35% относительно суммы собственных оборотных средств на начало 2011 года. За 2011 и 2012гг. происходит увеличение СОС на 14213 тыс.руб. и 7577 тыс.руб. соответственно. Таким образом средний абсолютный прирост составил +10895 тыс.руб. за год, следовательно, сохраняя условия развития предприятия, СОС достигнут положительного уровня примерно через 4 года.
Таким образом, для увеличения имущественного потенциала исследуемого предприятия необходимо уменьшать долю заемных средств в краткосрочных обязательствах, а также поддерживать сложившуюся динамику увеличения оборотных активов и уменьшения долгосрочных обязательств.
2.2. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности
Ликвидность актива – это способность быть проданным в короткие сроки без потери стоимости.
Платежеспособность предприятия означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Ликвидность баланса наиболее полно характеризуется сопоставлением активов того или иного уровня ликвидности с обязательствами той или иной степени срочности. Для оценки ликвидности предприятия его обязательства группируются по степени их сложности, а его активы по их ликвидности.
1) А1 – наиболее ликвидные активы. К этой группе относятся денежные и приравненные к ним средства, краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги;
2) А2 – быстро реализуемые активы. К этой группе относятся дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, запасы готовой продукции и товаров для перепродажи;
3) А3 – медленнореализуемые активы. Сюда относятся запасы (кроме запасов готовой продукции и товаров для перепродажи), дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты;
4) А4 – труднореализуемые активы. К ним относятся внеоборотные активы.
Пассивы баланса по срочности их погашения подразделяются на:
1) П1 – наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность;
2) П2 – краткосрочные обязательства. К этой группе относятся краткосрочные кредиты и займы, задолженность перед участниками по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства;
3) П3 – средне- и долгосрочные пассивы. К ним относятся собственные средства.
Условия ликвидности баланса:
1. Абсолютная ликвидность
баланса достигается при
2. Если одно или несколько
соотношений активов и
3. Баланс абсолютно неликвиден, предприятие не платежеспособно, если:
Оценка ликвидности дополняется расчетом совокупности коэффициентов:
1. Общий коэффициент покрытия ( отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам):
CR = ОА/КО
Чем выше показатель, тем больше уверенность, что текущие обязательства будут погашены за счет текущих активов. В отечественной практике нормативное (желательное) значение коэффициента покрытия принято равным от 2 до 3.
2. Коэффициент быстрой ликвидности ( QR) равен отношению оборотных активов (ОА) за вычетом товарно-материальных запасов (ТМЗ) к краткосрочным обязательствам (КО):