Антикафе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 23:56, реферат

Краткое описание

Концепция платы за время, проведённое в кафе, а не за еду и услуги, оказанные в нём, родилась в 2011 году в Москве, её придумал писатель Иван Митин. Экспериментировать с моделью оплаты пробовали и пробуют рестораторы по всему миру. В венском кафе Deewan посетитель может заказать сколько угодно блюд из меню и заплатить за них по своему усмотрению — сколько считает нужным.

Вложенные файлы: 1 файл

антикафе...docx

— 21.80 Кб (Скачать файл)

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция платы за время, проведённое в кафе, а не за еду и услуги, оказанные в нём, родилась в 2011 году в Москве, её придумал писатель Иван Митин. Экспериментировать с моделью оплаты пробовали и пробуют рестораторы по всему миру. В венском кафе Deewan посетитель может заказать сколько угодно блюд из меню и заплатить за них по своему усмотрению — сколько считает нужным. В лондонском кафе Sew Over It можно научиться шить. Посетительницам предлагают чай, кофе и капкейки в неограниченных количествах, а также швейную машинку и консультанта по кройке и шитью. Оплата почасовая — 5 фунтов за 60 минут.

 

  КАК РОДИЛАСЬ ИДЕЯ  

 

В 2010 году Митин с друзьями открыл первое заведение с альтернативной системой оплаты — «Дом на дереве», где каждый мог выпить чаю и просидеть весь день с книжкой, а в качестве вознаграждения оставить сумму, которую не жалко. Основатели кафе рекомендовали посетителям платить по 100–200 рублей, этого хватило бы, чтобы окупить аренду помещения в центре, но всегда находились гости, оставлявшие за день по 10 рублей.

К началу 2011 года Митин решил превратить проект в бизнес. Первый «Циферблат» на Покровке со схемой оплаты «минута = рубль» появился в сентябре 2011 года. К сегодняшнему дню открыто уже много «Циферблатов» по всей стране.

«Циферблат» никогда не занимался активным продвижением, но через пару месяцев после открытия, благодаря социальным сетям и рекомендациям первых гостей, в заведении уже были полные залы. «Мы как-то раз в октябре пришли туда в первый раз, поиграли в настольные игры, нам понравилось. А во второй раз, через неделю, уже не всем хватило места и мы решили делать свой проект», — вспоминает Ольга Лошманова, сооснователь ещё одного антикафе Local Time.

Термин «антикафе», кстати, принадлежит конкурентам Митина, открывшим заведение «Бабочки». Основатели «Циферблата» предпочитают называть свои кафе «свободным пространством», в Local Time оперируют термином «третье место».

НА ЧТО ТРАТИТ АНТИКАФЕ

 

Исходя из стоимости аренды и оценок участников рынка, в Москве антикафе можно открыть за минимальную сумму 200–250 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на его содержание начинаются от 150–200 тысяч рублей, 70 % этой суммы составляет аренда, ещё примерно 20 % уходит на напитки и закуски, ведь гости часто приносят еду с собой и угощают друг друга, и самая малая часть — оплата труда.

«Для запуска проекта требуются усилия 3-5 человек плюс помощники и официанты. Зарплаты у них, конечно, ниже, чем у официантов в других заведениях, и почти нет чаевых. Но для наших сотрудников это не столько работа, сколько общение в приятной компании. К тому же работа официанта — сплошное унижение, у нас такого нет», — говорит Андрей Ромашков, член команды «Циферблата» на Пятницкой. «Нам нужен человек, который убирает помещение, следит за состоянием туалета, ещё кладовщик, который управляет запасами кофе, чая и печенья, и человек, который встречает и провожает гостей. Мы сами, основатели, исполняем часть этих функций», — подсчитывает Ольга.

 

 

РЫНОК

 

В Москве работает уже много антикафе «В городе 10 млн жителей — конечно, можно создавать антикафе ещё и ещё», — убеждена владелица заведения «Шляпник» Наталья. Ромашков и Лошманова говорят, что к ним почти каждый день обращаются люди из Москвы и других городов за консультацией. «Недавно приезжал мальчик с Украины со списком разного печенья и его стоимостью в московском универмаге и у них, в Киеве, — приценивался». К Ромашкову на днях заезжали предприниматели из Екатеринбурга. «Если к нам приходят серьёзные люди, которые готовы вложить, например, 2 млн рублей в открытие „Циферблата“, мы составляем договор оказания услуг и зарабатываем ещё и на консультировании», — рассказывает Ромашков.

 

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ АНТИКАФЕ

 

По расчётам Ромашкова, чтобы приносить прибыль, пространство вроде «Циферблата» должно зарабатывать 7 000 рублей на кв. м в месяц. То есть оборот заведения площадью 200 кв. м должен составлять около 1,5 млн рублей. Получается, что в среднем в день кафе должны посещать 200 человек при условии, что они проводят там около четырёх часов. С этой оценкой согласны и другие участники рынка.

Ромашков уверяет, что таких показателей достигли «Циферблаты» на Покровке и Пятницкой. В Local Time ходят 50–70 человек. «Но у нас нет задачи зарабатывать, у нас у всех есть другие работы, и этот проект для души», — оправдывается Ольга, уверяя при этом, что точку безубыточности её третье место уже прошло.

В «Бабочках», самом амбициозном в Москве проекте, ежедневно бывают около 200–250 человек. При этом сумма затрат на открытие антикафе оценивается в 2 млн рублей. Это антикафе действительно выглядит более парадно, чем другие подобные заведения. «Бабочки» открыл предприниматель Михаил Молин на собственные средства, его партнёр Павел Мельников уверяет, что кафе в первый же месяц получило прибыль, а сейчас, в летние месяцы, работает в ноль. Здесь минута стоит 1,5 рубля, а ассортимент бара более широкий, чем у конкурентов. Есть, например, апельсиновый фреш, правда, не совсем бесплатный — 20 рублей за стакан.

 

 

В ЧЁМ ПРЕИМУЩЕСТВО КОНЦЕПЦИИ

 

В целом концепция антикафе, на первый взгляд, значительно привлекательнее концепции традиционного общепита. Во-первых, не нужно справок и согласований, проверок Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Антикафе можно оформить по классу «организация мероприятий», затраты на открытие ниже в несколько раз, а сроки окупаемости, по сравнению с традиционными для общепита двумя-тремя годами, выглядят очень многообещающе — от нескольких месяцев до полугода. «Я предвижу, что к осени, когда „Циферблату“ исполнится год, поток желающих открыть своё антикафе увеличится в разы, — прогнозирует Ромашков, но тут же оговаривается: — Мода на свободные пространства скоро закончится».

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Все создатели «третьих мест» и «свободных пространств» сходятся во мнении, что мода на подобные вещи скоротечна: то, что аналогов такого формата нет в мире, скорее доказывает его недолговечность. «Мои друзья-европейцы пока совершенно не понимают, что делать в таких кафе и почему тут не наливают алкоголь», — говорит Ольга, но добавляет, что иностранцам в Local Time нравится.

Несмотря на то что в антикафе приходят самые разные люди — кто-то работает здесь, кто-то вечером играет в «Мафию» с друзьями, — ядро аудитории составляют студенты. Им обычно негде собираться: в кафе слишком дорого, дома — родители. В России, особенно не в Москве, слишком мало дружелюбных мест для таких людей, считает Ромашков, поэтому заведения вроде «Циферблата», с атмосферой гостиной в доме друзей, стали популярны. С развитием инфраструктуры и культуры сервиса их постепенно, через два-три года, вытеснят коворкинги и традиционные кафе». Ромашков прогнозирует, что после массовых открытий свободных пространств начнутся такие же массовые закрытия, создавать антикафе все же не так просто, как кажется. "Циферблат" позиционируют себя как место, где все равны, открыты и дружелюбны. Место с уютной домашней обстановкой, где вас угостят вкусным чаем, ароматным кофе и сладостями, где проходят занимательные лекции, интересные обсуждения и концерты для друзей. Здесь мы воплощаем в жизнь идеи вместе с нашими гостями. В Циферблате бесплатно все, оплачивается лишь время. Минута первого и второго часа стоит два рубля, последующих - один. А если вы в Циферблате находитесь целый день - 420 рублей. То есть дешевле чем заказывать что-либо в обычном кафе.

 

Дмитрий Дюков, администратор антикафе «Циферблат»:

– Ключевое понятие в этом заведении – «гость». Мы стараемся создать такую атмосферу, в которой людям было бы приятно, в которой они могли отдохнуть от шумного мегаполиса. Помимо гостей, есть также «помощники» - эти люди помогают пришедшим сориентироваться в заведении, но они не официанты. Здесь действует принцип самообслуживания. Правда, мы сами варим кофе. Хотя, если среди посетителей найдется тот, кто справится с этой задачей лучше, ему легко уступят место за барной стойкой. Такие случаи были — к нам иногда заходят профессиональные бариста. Никаких специальных правил в заведении нет. Единственное, у нас запрещены спиртные напитки и курение. Кроме того, мы следим, чтобы посетители не разрушали атмосферу, не кричали, не ругались матом — просто вели себя интеллигентно.

 

Сейчас в большинстве ростовских антикафе также организуются коворкинги — специальные помещения, снабженные компьютерами и другой офисной техникой. Люди свободных профессий (дизайнеры, программисты, копирайтеры) могут здесь спокойно работать. Но все же главная «приманка» для посетителей — это различные мероприятия, организованные владельцами, — психологические тренинги, дискуссии, лекции известных в городе людей. Оплата во всех антикафе повременная. Обычно персонал отмечает время прихода каждого посетителя. Ему выдаются часы или будильник и, в зависимости от времени, проведенного в заведении, определяется сумма чека. Как правило, средняя стоимость — рубль за одну минуту.

 

Со стороны традиционных кафе конкуренции нет. Люди, которые хотят поесть, вряд ли станут посещать такие заведения, как «FreeДом», «Циферблат» или «Улей», хотя, по словам Максима Щербакова, в их антикафе в этом году состоялся корпоративный новогодний праздник, причем безалкогольный. Меню здесь также не отличается разнообразием: печенья, конфеты, пирожные. Зато можно приносить закуски с собой — никто этого не запрещает. Определенную конкуренцию антикафе на сегодняшний день составляет лишь лофт Creative Space Pro. Здесь также есть коворкинг, велопрокат, но самое главное – большие пространства, где можно проводить различные культурные мероприятия. Впрочем, интересы пока пересекаются редко.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

                                      Предложения по развитию

 

Я считаю, что удержаться на плаву антикафе помогут различные мероприятия. Чем больше интересных тематических вечеров, мастер-классов, концертов, выставок ,поэтических вечеров там будет проводиться, тем большую аудиторию они смогут привлечь. Антикафе могут стать местом культурного отдыха,ведь там не употребляют спиртного,не курят и проводят  культурные мероприятия. Я прочитала предложения посетителей "Циферблата" и вот что они хотели бы новое привнести: Уроки рисования,танцев(старинных),лекции по искусству, анализ картин, личности выдающихся художников и стилей, можно еще архитектуру и др виды искусства, книжный клуб с обсуждением книг,уроки фотографии,лекции по истории и филологии,провести чайную церемонию, еще интересно было бы получать что то вроде клубной карты после накопления определенного количества циферблато-часов. Часы можно считать в конце смены и постоянно суммировать Карту вручать неожиданно, а тому кто проведет больше всего времени у Вас, какой-нибудь памятный приз: напр. Назвать в честь победителя один из хронометров;) проводить литературные (поэтические) вечера, но не в плане лекций или обсуждения классических произведений, а что бы пришедшие читали собственные (или просто самые любимые) стихи, обменивались своими рассказами и прочими произведениями и т. д. Вечер немого кино, шахматные часы, показ редких фильмов, документалистики, аниме возобновить исторические лекции по культурам и народам мира - Индейцы, Древний Египет, Япония, Тибет. Рассказы о путешествиях по России и загранице - плюсы и минусы, нюансы. Лекции по истории рок-культуры, вообще субкультур. Лекции по музыке и истории искусства. Жизнь замечательных людей. хендмейдные мастер-классы. Организаторам  стоит прислушаться и добавить мероприятий в афишу.Тогда и дела у "Циферблата" будут идти хорошо,ведь очень мало мест, где можно с пользой провести время, организовать культурный досуг.

 

 

 


Информация о работе Антикафе