Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть структуру, виды и формы государственного долга;
выявить особенности управления государственным и муниципальным долгом;
Введение………………………………………………………………………..…3
1.Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы….….5
1.1.Причины и формы государственных заимствований……………………..5
1.2.Структура государственного долга РФ……………………………………10
2.Управление государственным долгом и направления его сокращения……12
2.1.Система управления государственным долгом……………………………12
2.2.Основные направления сокращения долговой зависимости……………..16
3.Изменение структуры государственного долга Тюменской области и муниципального долга в периоде 2011-2013гг………………………………..20
3.1.Организация бюджетной структуры Тюменской области……………….20
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………..25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ГУБКИНСКОМ
Курсовая работа
По дисциплине: «Антикризисное управление»
На тему: «Организация управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области»
Выполнила:
студента 5-го курса
Проверил:
Преподаватель
г. Губкинский
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Государственный и
1.1.Причины и формы государственных заимствований……………………..5
1.2.Структура
2.Управление государственным
2.1.Система управления
2.2.Основные направления сокращения долговой зависимости……………..16
3.Изменение структуры
3.1.Организация бюджетной
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..25
Введение
Вопрос о государственном долге связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.
Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Приоритетной должна стать такая политика, когда привлекаемые заемные средства будут направляться не на решение текущих проблем, а на реализацию стратегических целей развития региона (строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, поддержание экономического потенциала), главным результатом которых будет являться существенное повышение качества жизни населения.
Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение системы управления государственным и муниципальным долгом на примере Тюменской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных экономистов.
Объектом исследования в данной работе является структура системы управления государственным и муниципальным долгом, а предметом - государственный и муниципальный долг.
В данной работе используются сравнительно - аналитический метод исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Государственный и муниципальный долг: структура, виды и формы
Важнейшей причиной развития государственных заимствований является дефицитность бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ при определенных условиях может непосредственно вести к росту инфляции. Поэтому и мировой практике для погашения бюджетного дефицита более широко используются заимствования.
Бюджетным кодексом РФ установлены пределы возможного дефицита, хотя в настоящее время консолидированный бюджет имеет профицит. Размер дефицита федерального бюджета, утверждаемый законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаемый законом соответствующего субъекта о бюджете на год, не может превышать 15% объема бюджетных долгов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть:
По своему целевому назначению государственные заимствования являются инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации они представляют собой одну из форм кредита.
Государственные заимствования отличаются от классических финансовых категорий, таких, как налоги, акцизы, пошлины.
Во-первых, они носят возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за ее использование.
Во-вторых, госзаимствования, как и вообще кредит, ограничены конкретным сроком. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
В-третьих, в отличие от налогов и сборов, заимствования носят добровольный характер.
В-четвертых, они носят дискретный, разовый характер. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер.
В-пятых, госзаимствования в силу их добровольности имеют избирательный характер, в отличие от налогов и сборов, которые взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.
Вместе с тем государственные заимствования
отличаются от других видов кредита тем,
что обычный кредит, как правило, носит
строго целевой характер. Государственные
заимствования не носят целевого характера.
Основное их назначение - покрывать дефицит государственного
бюджета. Кредит обычно выдается под конкретное
материальное обеспечение (производственные
или товарные запасы, незавершенное производство
и т.п.). Обеспечением же государственных
заимствований выступает все имущество
государства или его административно-
Государство заимствует деньги в двух основных формах: займов и выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, иностранного государства и т.п.). Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций.
Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита, обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.
Государственные заимствования могут быть внутренними, когда кредиторами являются юридические и физические липа - резиденты, и внешними или международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты.
Внутренние государственные заимствования, как правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент - рынок государственных ценных бумаг.
Основная форма государственного кредита - государственные займы, классифицируются по ряду признаков:
Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов. Обычно для этого выпускаются векселя. Например, в Японии сроком на 60 дней, в Великобритании - 91 день, в Италии 4, 6, 12 месяцев, в Германии - до 2 лет. Привлечение средств на более длительное время осуществляется с помощью выпуска облигаций3.
По месту размещения различают внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные ценные бумаги делятся на две большие категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных), казначейских облигаций и свободно обращаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные ценные бумаги выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются населению, но на вторичном рынке эти бумаги не обращаются.
Государственные ценные бумаги могут быть предъявительскими или именными, документарными (на бумажных носителях) или бездокументарными (в виде записей на счетах). Например, казначейство США начало продавать свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи (т.е. сохраняя записи о сделке), вместо того чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979г., а для среднесрочных векселей и облигаций - с 1986г. Считается, что отмена бумажных сертификатов дает ряд преимуществ, поскольку уменьшает издержки казначейства на печать и упраздняет проблему подделок, защищает от потери и кражи бумажных сертификатов, снижает издержки по этим операциям.