Пути определения точки безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы показать пути определения точки безубыточности и найти пути повышения рентабельности на примере данного предприятия.

В соответствии заданной целью поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность порога рентабельности (уделить внимание нахождению точки безубыточности)
• определить показатели порога рентабельности комплекса «Банька»
• проанализировать данные и дать рекомендации по определению путей повышения рентабельности

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Любое предприятие, занимающиеся коммерческой деятельностью, обязательно прибегает  к таким показателям как рентабельность.

     Рентабельность  это относительный показатель экономической  эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам её формирующим.

     Руководителю  любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия и т.д., в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

     Наиболее  точным способом определения взаимосвязи  и взаимозависимости между этими категориями является установления точки безубыточности - определения момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

     Одним из инструментов в определении точки  безубыточности является методика анализа безубыточности производства или соотношения «затраты – объём – прибыль».

     В своей работе я освещу такую сферу  деятельности как услуги.

     Услуги  как продукт сам по себе уникален. Он не может хранится, а, следовательно, его необходимо сразу реализовать, но предварительно необходимо провести большую исследовательскую работу о надобности именно этой сферы услуг. В свою очередь нужно  рассчитать показатели рентабельности, найти точку безубыточности, чтобы узнать на сколько эффективно используются ресурсы предприятия.

     В качестве примера рассмотрим комплекс «Банька». Предприятие находится в г. Барнауле по адресу: ул. Матросова 218 а. Предприятие было образовано в 2006 году Индивидуальным предпринимателем, действующем на основании свидетельства. 

     Цель  данной работы показать пути определения точки безубыточности и найти пути повышения рентабельности на примере данного предприятия. 
 

     В соответствии заданной целью поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность порога рентабельности (уделить внимание нахождению точки безубыточности)
    • определить показатели порога рентабельности комплекса «Банька»
    • проанализировать данные и дать рекомендации по определению путей повышения рентабельности

     Работа  состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, сформулирована цель, поставлены задачи, указана структура работы.

     В первой главе указаны теоретические  основы определения порога рентабельности.

     Во  второй главе даётся краткая характеристика деятельности комплекса «Банька» и анализ безубыточности данного предприятия.

     В третьей главе рассматриваются  рекомендации по повышению данного  предприятия.

     В заключении, сделаны выводы, вытекающие из проделанной работы. 
 

1.Теоритический аспект порога рентабельности в деятельности предприятия

     Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).

     Существует  определённое взаимовлияние и взаимозависимость  между затратами, объёмом производства и дохода.

     При соблюдении всех прочих равных условий, темпы роста дохода всегда опережают  темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительного дохода».

     Анализ  безубыточности или анализ соотношения  «затраты» - объем производства – «доход». CVP – анализ используется для определения:

    • критического объема производства для безубыточности;
    • зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;
    • запаса финансовой прочности корпорации;
    • целесообразность собственного производства или закупки;
    • планирование дохода и т. д.

     Анализ  безубыточности основан на ряде допущений:

     Во-первых, затраты делятся на постоянные и  переменные.

     Ряд затрат корпорации содержат как переменную, так и постоянную части –         смешанные затраты, к ним относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования.

     Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная.

     Соотношение переменных издержек и объема производства зависит от, жизненного цикла изделия  и инфляции, по разному затрагивающей цены на покупаемое сырьё, материалы, заработную плату.

     В-третьих, остаётся неизменным ассортимент изделий.

     В-четвертых, объём производства и реализации в прогнозируемом периоде равны. 

     Значение  порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

     На  практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. 

     1.1.Графический метод определения точки безубыточности. 

     При графическом методе нахождения точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки-объем-прибыль».

     Последовательность  построения графика заключается  в следующем:

    • Определяем систему координат для построения комплексного графика «издержки-объем-прибыль». Ось абсцисс соответствует объему производства или продаж продукции в натуральном выражении, а ось ординат, в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или общих издержек на производство и реализацию продукции. Под общими издержками подразумевается сумма постоянных и переменных издержек. После определения системы координат начинаем строить требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных издержек.
 

     

  Выручка или изде-

        ржки, рубли 

     Постоянные  издержки

     

     

                                                                                          Объём производства, ед. 
 

    • Далее следует  отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно вычислить, рассчитав  величину переменных затрат для какого либо объёма продаж.

           Переменные издержки

      Выручка или  издержки, руб. 

     

        Постоянные  издержки 

       

           Объем производства, ед.

    • Для построения прямой общих издержек следует сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек.

            Общие издержки

             Выручка или издержки, руб. Переменные издержки

     

     

        Постоянные  
 

       Объем производства, ед.

    • Далее на комплексный график следует нанести прямую, соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс. Изображенная на графике анализа «издержки-объем-прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечение графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства. Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше – получает прибыль.

     На  данном графике линия выручки  и линия переменных расходов должны исходить из одной точки, а разница между ними есть маржинальный доход. 

      Выр. или изд., руб. Выручка         Общие издержки

       Переменные  издержки

        Точка безубыточн.                      

     

        Постоянные  издержки 

     

           Объем производства, ед.

     Используя данный график, можно легко определять величину прибыли или убытка для  того или иного объема выпуска. Таким образом, данный график является удобным инструментом анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибыль. 
 

     1.2. Метод уравнений.

     Метод уравнений можно использовать при  анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих условиях влияние изменения структуры на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

     Математическая  зависимость между прибылью, объемом  производства и затратами имеет  следующий вид:

PR = pq – c – vq  (1)

     где

     PR - прибыль от реализации продукции, ден. ед;

     p – цена реализации единицы продукта, ден. ед;

     q – кол-во проданной продукции, нат. ед.;

     с – совокупные постоянные затраты, ден. ед.;

     v – переменные затраты на единицу продукции, ден. ед.

     На  основе формулы (1) легко проводится решение основных задач анализа безубыточности: определение точки безубыточности; определение объёмов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.

     Согласно выражению (1) формула для определения точки безубыточности (Qk) примет следующий вид:

Qk = c / (p - v)   (2)

     Анализ  безубыточности позволяет определить количество единиц продукции Qпл, которое  необходимо произвести и реализовать  для получения запланированной  прибыли PRпл. Исходя из формулы (1) искомый объём продукции (Qпл) рассчитывается как: 

     Qпл = (PRпл + c) / (p - v) (3) 

     С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые  решения. На основе формулы (1) (учитывая, что в точке безубыточности PR=0) минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом:

Информация о работе Пути определения точки безубыточности