Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Нервные клетки приобретают свои уникальные свойства и образуют четко организованные и удивительно точные синаптические связи во время развития под влиянием генетических факторов и факторов среды. Такими факторами являются: происхождение клеток; индукционные и трофические взаимодействия между клетками; метки, благодаря которым осуществляются миграция и рост аксонов; специфические маркеры, при помощи которых клетки узнают друг друга, а также постоянная реорганизация связей в зависимости от активности клетки.
1. Развитие нервной системы.
1.1 Терминология.
1.2 Генетические подходы к пониманию процесса развития.
1.3 Развитие нервной системы в раннем периоде.
1.4 Образование предшественников нервных клеток и глии.
1.5 Миграция нейронов в ЦНС.
1.6 Белки адгезии внеклеточного матрикса и миграция клеток нервного гребня.
2. Пороки развития головного мозга.
2.1 Пороки развития системы желудочков .
2.1.1 порэнцефалия.
2.1.2 врожденная гидроцефалия.
3. Пороки развития коры большого мозга.
3.1 макрогирия.
3.2 микрогирия.
3.3 агирия.
4. Краниостеноз.
5. Агенезия мозолистого тела.
6. Пороки развития головного мозга, сочетающиеся с дефектами лицевого и мозгового черепа.
6.1 ацефалия.
6.2 анэнцефалия .
6.3 гемицефалия.
7. Черепно-мозговые грыжи.
7.1 Менингоцеле.
7.2 Менингоэнцефалоцеле.
7.3 Менингоэнцефалоцистоцеле.
8. Микроцефалия.
9. Пороки развития спинного мозга.
9.1 Спинномозговые грыжи.
9.1.1 Менингоцеле.
9.1.2 Менингорадикулоцеле.
9.1.3 Менингорадикуломиелоцеле.
10. Закрытое расщепление позвонков.
11. Синдром расщепленного спинного мозга (диастематомиелия).
12. Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы .
13. Литература
Содержание
1. Развитие нервной системы.
1.1 Терминология.
1.2 Генетические подходы к пониманию процесса развития.
1.3 Развитие нервной системы в раннем периоде.
1.4 Образование предшественников нервных клеток и глии.
1.5 Миграция нейронов в ЦНС.
1.6 Белки адгезии внеклеточного матрикса и миграция клеток нервного гребня.
2. Пороки развития головного мозга.
2.1 Пороки развития системы желудочков .
2.1.1 порэнцефалия.
2.1.2 врожденная гидроцефалия.
3. Пороки развития коры большого мозга.
3.1 макрогирия.
3.2 микрогирия.
3.3 агирия.
4. Краниостеноз.
5. Агенезия мозолистого тела.
6. Пороки развития головного
мозга, сочетающиеся с
6.1 ацефалия.
6.2 анэнцефалия .
6.3 гемицефалия.
7. Черепно-мозговые грыжи.
7.1 Менингоцеле.
7.2 Менингоэнцефалоцеле.
7.3 Менингоэнцефалоцистоцеле.
8. Микроцефалия.
9.
Пороки развития спинного
9.1 Спинномозговые грыжи.
9.1.1 Менингоцеле.
9.1.2 Менингорадикулоцеле.
9.1.3 Менингорадикуломиелоцеле.
10. Закрытое расщепление позвонков.
11. Синдром расщепленного
спинного мозга (
12. Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы .
13. Литература
1. Развитие нервной системы
Нервные клетки приобретают свои уникальные свойства и образуют четко организованные и удивительно точные синаптические связи во время развития под влиянием генетических факторов и факторов среды. Такими факторами являются: происхождение клеток; индукционные и трофические взаимодействия между клетками; метки, благодаря которым осуществляются миграция и рост аксонов; специфические маркеры, при помощи которых клетки узнают друг друга, а также постоянная реорганизация связей в зависимости от активности клетки.
Развитие нервной системы
позвоночных начинается с формирования
нервной пластинки из дорзальной
эктодермы. Нервная пластинка затем
сворачивается, формируя нервную трубку
и нервный гребень. Нейроны и
глиальные клетки в ЦНС образуются
в результате деления клеток-
Клетки нервного гребня образуют периферическую нервную систему. Фенотип, в который дифференцируются клетки нервного гребня, определяется сигналами, поступающими от соседних клеток. Таким образом, если клетки нервного гребня были пересажены в раннем возрасте, они будут дифференцироваться в соответствии со своим новым расположением.
Для установления синаптических
контактов со своими мишенями, нейроны
образуют аксоны, имеющие на концах
конусы роста, которыми они исследуют
окружающее пространство. Было идентифицировано
два класса молекул, играющих важную
роль в продвижении конусов роста:
молекулы клеточной адгезии надсемейства
иммуноглобулинов и молекулы адгезии
внеклеточного матрикса. Навигация
конуса роста контролируется при
помощи аттрактантов и репеллентов,
действующих на коротких и длинных
дистанциях. Хемоаттрактанты управляют
ростом аксона либо до конечной, либо до
промежуточной цели, например до клетки-ориентира
(guidepost cell). Хеморепелленты не допускают
вторжения аксонов в
Функциональные синаптические
контакты формируются быстро, однако
сначала они не имеют характерной
специализации, свойственной синапсам
взрослых. Только по прошествии нескольких
недель синапсы созревают и
Характерной чертой развития
центральной нервной системы
всех позвоночных является первоначальное
образование избыточного
Упорядоченность связей, образованных
нервными клетками между собой, а
также между ними и другими
тканями на периферии является одним
из условий для нормального
Большой спектр вопросов возникает при рассмотрении данного примера. Каким образом клетки дифференцируются в нейроны или клетки глии? По каким меткам следует нейрон, мигрируя к своему месторасположению? Какие клеточные механизмы позволяют нейрону направлять свой аксон строго к определенной цели, одной из мириада возможных, чтобы образовать на ней синапс? В поиске ответов на эти вопросы мы вспоминаем, что в нервной системе имеется 1010-1012 нервных клеток, причудливо связанных друг с другом, при этом количество генов, которые могут определять эту структуру, составляет всего 105 или около того. Более того, ЦНС демонстрирует большую гибкость во время критических периодов развития и даже у взрослых, у которых образуются новые синапсы, а старые либо изменяют свои свойства, либо просто исчезают, — и все это как результат изменения активности клеток.
Спектр проблем, относящихся
к развитию, образованию синапсов,
нервной специфичности и
1.1 Терминология
Основная терминологическая
проблема возникает при изучении
развития на молекулярном уровне. В
последние годы описывается все
больше и больше молекул, для которых
известен механизм их действия. Сюда относятся
также белки и гены, важные для
выживания клетки, ее роста и дифференцировки,
для формирования аксона и его
навигации, для образования синапса
и управления его свойствами. Для
того, чтобы еще больше усложнить
ситуацию, большинство этих белков
и генов получили своеобразные имена,
связанные с историей их открытия
или благодаря выдумке их первооткрывателей
в лабо должен был познакомиться
с таким чужеродным понятием, как
«замедленное выпрямление» (delayed rectification)
из нашей дискуссии о передаче
сигнала, сейчас вынужден привыкать
к серии новых необычных
1.2 Генетические подходы к пониманию процесса развития
Основные достижения последних
лет привели к значительному
скачку в нашем понимании молекулярных
механизмов тех процессов и явлений,
которые ранее были только констатированы.
Первым достижением является разработка
новых молекулярных биотехнологий
для контроля и управления экспрессией
генов. Вторым является открытие механизмов
и молекул, которые управляют
развитием нервной системы
1.3 Развитие нервной системы в раннем периоде
В раннем периоде морфогенеза
позвоночных область гаструлы, из
которой в дальнейшем формируется
нервная система, представляет собой
простую полоску эктодермы (рис.
1). Клетки этой полоски находятся
под влиянием факторов роста (включая
два белка из семейства костных
морфогенетических белков, ВМР-2 и
ВМР-4), которые подавляют нервную
дифференцировку и приводят к
развитию эпидермальной ткани. Затем
из особого «организационного» региона
гаструлы, названного Шпемановским организационным
центром (Spemann organizer, в яйцах амфибий)
или Гензеновским узелком (Hensen's node,
у эмбрионов цыпленка и млекопитающих),
происходит выделение свободно диффундирующих
белков, которые блокируют действие
этих факторов роста. Эти белки (известные
как фоллистатин (follistatin), ноггин (noggin)
и хордин (chordin)) активируют сигнальные
каскады в клетках, расположенных
рядом с организационным