Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Гомер говорил о нем – «брат смерти», Аристотель – «слуга жизни», Уильям Шекспир – «бальзам для души», И.П. Павлов «выручатель» нервной системы, Зигмунд Фрейд – «царская дорога в бессознательное». Все эти красивые метафоры, произнесенные великими людьми, подразумевают одно и тоже. Это сон.

Содержание

Введение 1стр.
Понятие нарушения сна и их профилактика 2стр.
Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и условиях ДОУ 5стр.
Заключение 10стр.
Литература 12стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по анатомии.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раневского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по анатомии

Тема №2: Физиология и гигиена

сна детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

                                                                                       Выполнила: студентка

                                                                                        группы В-36

                                                                                        Мамаева Е.А                                                                                     

                                                                                        Проверила: преподаватель

                                                                                        анатомии колледжа

                                                                                         Тищук Н.В

 

 

 

 

 

2010 год

План:

   Введение                                                                                                       1стр.               

  1. Понятие нарушения сна и их профилактика                                      2стр.
  2. Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и  условиях ДОУ                                                                                        5стр.

   Заключение                                                                                                   10стр.

   Литература                                                                                                    12стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Гомер говорил о нем – «брат смерти», Аристотель – «слуга жизни», Уильям Шекспир – «бальзам для души», И.П. Павлов «выручатель» нервной системы, Зигмунд Фрейд – «царская дорога в бессознательное». Все эти красивые метафоры, произнесенные великими людьми, подразумевают одно и тоже. Это сон.

     Нарушения сна являются  довольно распространенной проблемой. Нарушения сна встречаются в любом возрасте и для каждой возрастной категории характерны свои виды нарушений. Так ночное недержание мочи, снохождение и ночные страхи встречаются в детском возрасте, а патологическая сонливость или бессонница более характерны для пожилых людей.

     Нарушения бывают  первичные – не связанные с  патологией каких-либо органов  или вторичные – возникающие  как следствие других заболеваний. Расстройство сна может возникнуть  при различных заболеваниях нервной  системы или психических нарушениях.

     Нарушения сна –  это такие состояния при которых  трудно засыпать, сон короткий  и прерывистый, а после сна  отсутствует ощущение отдыха. Оно  проявляется и поздним засыпанием, и сокращением длительности сна, и многократным прерыванием сна в течении ночи. Сон нарушается и качественно – становится более поверхностным, сокращается продолжительность глубокого сна, нарушается соотношение между фазами сна, сопровождающегося сновидениями и без сновидений. Наступает дневная сонливость, слабость, ощущение разбитости, снижение работоспособности.

     Все вышеописанные  признаки встречаются в самых  разнообразных нарушениях сна, которых  существует огромное множество, и они достаточно распространены.

 

1

1 вопрос. Название  нарушения сна и их профилактика(6,7)

     Существует группа расстройств сна под названием диссомнии. В нее входят инсомния и гиперсомния. Рассмотрим две эти составные поподробнее.

     Инсомния – бессонница, нарушения процесса засыпания и сна.

- психосоматическая – связана  с психологическим состоянием, может быть ситуативная (временная) или постоянная;

- вызванная приемом алкоголя  или медикаментозных препаратов;

- вызванная заболеваниями психики;

- вызванная расстройством дыхания  во время сна;

- вызванная синдромом «беспокойных  ног» и другими патологическими состояниями.

     Гиперсомния  – повышенная сонливость.

- психофизиологическая – связанная  с психологическим состоянием, может  быть постоянная или временная;

- вызванная приемом алкоголя  или медикаментозных средств;

- вызванная психическими заболеваниями и т.д..

     Нарушения режима сна и бодрствования

- временные нарушения сна, связанные  с резким изменением рабочего  графика или часового пояса;

- постоянные нарушения сна (синдром  замедленного периода сна; синдром  преждевременного периода сна; синдром не 24-часового цикла сна и бодрствования).

     Парасомния – нарушения в функционировании органов и систем, связанные со сном или пробуждением (снохождение, ночное недержание мочи (энурез), ночные страхи, ночные эпи - приступы, бруксизм).

Симптомы (в чем проявляется) нарушения сна

     Симптомы нарушений сна разнообразны и зависят от вида нарушения. Но

 

2

каким бы ни было нарушение сна, за короткий период времени оно может привести к изменению эмоционального состояния, внимательности и работоспособности человека. У детей дошкольного возраста возникают проблемы с учебой, снижается способность усваивать новый материал. Бывает, что пациент обращается к врачу с жалобами на плохое самочувствие, не подозревая, что оно связано с нарушением сна.

     Инсомнию считают ситуативной, если она длится не более 3 недель. Страдающие бессонницей люди плохо засыпают, часто просыпаются посреди ночи и не могут заснуть. Характерно раннее утреннее пробуждение, чувство невыспанности после сна. В следствие этого возникают раздражительность, эмоциональная нестабильность, хроническое переутомление.

     Нарушение сна может  быть побочным действием препаратов, возбуждающих нервную систему. Длительный прием снотворных средств также может привести к бессоннице.

     Бессонница при психических заболеваниях отличается постоянным чувством сильного беспокойства в ночное время, очень чутким и поверхностным сном, частыми пробуждениями, дневной апатией и усталостью.

     Синдром сонных апноэ  или апноэ во сне – это  кратковременное прекращение тока воздуха в верхние дыхательные пути, происходящее во время сна. Такая пауза может сопровождаться храпом или двигательным беспокойством.

     Бессонница при синдроме  «беспокойных ног» развивается  из-за возникающего в глубине  икроножных мышц ощущения, требующего сделать движения ногами. В некоторых случаях нарушения сна происходят из-за возникающих во сне непроизвольных однообразных и повторяющихся сгибательных движений в ноге, стопе или большом пальце. Обычно сгибание длится 2 сек. И повторяется через полминуты.

 

3

     Синдром замедленного  периода сна характеризуется  невозможностью заснуть в определенные  часы, необходимые для нормального  режима труда и отдыха (в рабочие  дни).

     Синдром преждевременного  периода сна редко служит поводом  для обращения к врачу. Люди быстро засыпают и крепко спят, но они слишком быстро пробуждаются и соответственно вечером рано ложатся спать. Эти нарушения чаще встречаются у пожилых людей и не доставляют им особого дискомфорта.

     Синдром не 24-часового  цикла сна и бодрствования заключается в невозможности для человека жить по графику 24- часовых суток. Биологические сутки таких людей составляют 25-27 часов, встречается чаще у слепых.

     Снохождение (сомнамбулизм) – это бессознательное совершение  сложных автоматических действий во время сна. Люди с таким нарушением могут ночью вставать с кровати, ходить и что-то делать. При этом они не просыпаются, сопротивляются попыткам их разбудить и могут совершать опасные для их жизни действия. Как правило, подобное состояние длится не более 15 минут, после этого человек возвращается в постель и продолжает спать, либо просыпается.

     Ночные страхи чаще  возникают в первые часы сна. Человек с криком садится в  постели в состоянии страха  и паники. Это сопровождается  тахикардией и учащением дыхания, потоотделением, расширением зрачков. Через несколько минут человек засыпает. Утром он обычно не помнит о ночном кошмаре.

     Ночное недержание  мочи наблюдается в первую  треть ночного сна. Оно может  быть физиологическим у маленьких  детей и патологическим – у детей, которые уже научились самостоятельно ходить в туалет.

     Бруксизм характеризуется  тонической и ритмической деятельностью

4

жевательных мышц, сопровождаемой громким звуком типа скрежетания или пощелкивания. Частое осложнение – это преждевременный износ зубов, также встречаются случаи о прикусывании языка.

Профилактика нарушений сна

     Соблюдение режима  сна и бодрствования, нормальная  физическая и психическая нагрузка, правильное использование препаратов, влияющих на ЦНС – все это  служит профилактикой нарушений сна.

     Профилактика гиперсомнии (повышенной сонливости) состоит  в предупреждении черепно –  мозговых травм и нейроинфекции, которые могут привести к избыточной сонливости.

     Прежде, чем прибегать  к медикаментозному лечению, нужно проследить за соблюдением общих правил здорового сна: не ложиться спать в возбужденном или рассерженном состоянии, не есть перед сном, не пить на ночь спиртного, кофе или крепкий чай, не спать в дневное время, регулярно заниматься спортом, но не делать физических упражнений на ночь, соблюдать чистоту в спальне. Человеку с нарушением сна полезно ложиться спать и просыпаться каждый день в одно и тоже время. Если заснуть не удается в течении 30-40 минут, нужно встать и заняться делами, пока не возникнет желания поспать. Можно вести ежевечерние успокаивающие процедуры: прогулку или теплую ванну. Справиться с нарушением сна зачастую помогает психотерапия, различные релаксирующие методики.

     Профилактикой расстройства сна следует заниматься уже в раннем детском возрасте. Очень важно выработать у детей привычку ложиться спать в одно и тоже время.

 

     2 вопрос. Рекомендации  по организации сна детей дошкольного  возраста дома и условиях ДОУ.(1,2,3,4,5)

     Для нормальной жизнедеятельности, для восстановления сил необходим  регулярный полноценный отдых. Такой  отдых обеспечивает сон,

5

являющийся физиологической потребностью организма. Чередование сна и бодрствования является обязательным для жизни человека. Если человека лишить сна, то у него обостряется чувствительность, появляется мышечная слабость и даже психические расстройства. Нередко человек нуждается в дополнительном дневном сне.

     Во время сна ребенок  утрачивает связь с внешней  средой, сознание выключается. Органы чувств не воспринимают обычные внешние раздражения. Полностью тормозится условно – рефлекторная деятельность, уменьшается тонус мышц, снижается давление крови, температура тела, дыхание становится более редким.

     Бодрствование –  это деятельное состояние коры полушарий головного мозга, находящейся в активном взаимодействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.П. Павлова, теми раздражителями, которые падают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

     Сон также активный  процесс, так как многие нервные  клетки во время сна находятся в состоянии активности, но деятельность анализаторов заторможена. Сон – жизненная потребность человека, а ребенка особенно, возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности активного бодрствования. Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности ребенка.

     Составление возрастных  режимов для детей раннего и дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ совместно с педагогами и основывается на следующих основных принципах:

  1. Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования, соответственно пределу работоспособности нервной системы.
  2. Установление необходимого суточного количества часов сна и

6

     правильное распределение отрезков сна в течении суток, чтобы                обеспечить своевременный и полноценный отдых центральной нервной системы.

  1. Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.
  2. Установление правильного ритма кормления.
  3. Обеспечение правильной смены разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Информация о работе Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста