Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка
1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.
1 Предмет
и задачи анатомии и
Анатомия- наука, которая изучает строение организма, его органов и систем в связи с их функциями. Включает следующие дисциплины: нормальную анатомию, топографическую анатомию, патологическую анатомию. Анатомия является основой для таких наук как антропология, физиология, гистология, и др. Физиология, гистология и эмбриология возникли из анатомии. К сравнительной анатомии близка палеонтология – наука о вымерших организмах, остатки которых находятся в земле.
Подходы применяемые в исследованиях по анатомии: 1 – систематический 2 – функциональный 3 – индивидуальный 4 – анатомический 5 – причинный.
Методы анатомии: макроскопические и микроскопические: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.
Физиология — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях. Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность целостного организма, так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды. В общей форме физиология использует три методических приема исследований: наблюдение, острый опыт и хронический эксперимент. Классическими методами исследований являлись методы удаления и методы раздражения отдельных частей или целых органов, в основном применявшиеся в опытах на животных или во время операций в клинике. Они давали приблизительное представление о функциях удаленных или раздражаемых органов и тканей организма. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.
В онтогенезе различают 3 периода:
1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);
2. Перинатальный
— от оплодотворения к
3. Постнатальный — развитие после рождения человека и до его смерти.
В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система. К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.
Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.
Предэмбрионный период развития организма происходит в половых железах. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.
Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.
В процессе оплодотворения
различают два этапа:
2. Деление — это многоразовые деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш. Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют зародышевый узелок.
3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. 4. Гисто и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.
Плацента — это комплекс, структур плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок.
После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:
Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному.
Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.
Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.
3 Понятия акселерация, ретардация и школьная зрелость . Возрастные изменения показателей физического развития детей . Особенности влияния наследственности и среды на рост и развитие ..Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность).
Гетерохронность проявляется в трех видах: а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками. б) Средний темп развития. в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками. Акселерация— это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Основные причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков.
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК. Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной отклонений от нормы и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии. Однако наследственность, в некоторых случаях поддается коррекции и управлению. Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
4 Строение нервной системы и её значение .Вегетативная нервная система.
Нервная система играет интегрирующую роль в жизнедеятельности организма, так как объединяет его в единое целое и "вписывает" его в окружающую среду. Она обеспечивает согласовнную работу отдельных частей организма (координацию), поддержание равновесного состояния в организме и приспособление организма к изменениям внешней и/или внутренней среды.
Нервная система обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие между организмом и внешней средой.
Основные процессы в нервной системе
1. Превращение
раздражения, внешнего по
Задачи и деятельность нервной системы
1. Произвести рецепцию - уловить изменение во внешней среде или внутренней среде организма в виде раздражения. 2. Произвести трансдукцию - преобразование этого раздражения в нервное возбуждение, т.е. поток нервных импульсов с особыми характеристиками, соответствующими раздражению. 3. Осуществить проведение - доставить по нервным путям возбуждение в необходимые участки нервной системы и к исполнительным органам 4. Произвести перцепцию - создать нервную модель раздражения 5. Произвести трансформацию - преобразовать сенсорное возбуждение в эффекторное для осуществления ответной реакции на изменение среды.
6. Оценить результаты своей деятельности с помощью обратных связей и обратной афферентации.
Значение нервной системы :
1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. 2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой. 3Обеспечивает мыслительные процессы 4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей. 5. Управляет работой организма и его систем.
6. Обеспечивает
активацию и поддержание
7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем.
Нервная
система в функциональном и
структурном отношении делится
на периферическую и
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Функции нервной системы : 1) формирование возбуждения; 2) передача возбуждения; 3) торможение; 4) интеграция; 5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов; 6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы; 7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ).
Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы.
Вегетативная (автономная) нервная система выполняет адаптационно-трофические функции, активно участвуя в поддержании гомеостазиса (т.е. постоянства среды) в организме. Она приспосабливает функции внутренних органов и всего организма человека к конкретным изменениям окружающей среды, влияя и на физическую, и на психическую активность человека.
5 Строение и классификация нейронов .Нейроглия и её значение.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейроцит (нейрон) с отходящими от нее отростками. Один или несколько отростков, по которым к телу нервной клетки приносится нервный импульс, называются дендритами. Единственный длинный отросток, по которому нервный импульс направляется от тела нервной клетки, — аксон, или нейрит. Нервная клетка способна пропускать нервный импульс только в одном направлении, от дендрита к аксону. В зависимости от количества отростков различают униполярные, биполярные и мультиполярпые нервные клетки. К биполярным относятся и ложноуниполярные нейроны — рецепторные нейроны спинномозговых ганглиев, у которых проксимальные отделы отростков сливаются между собой, а затем вскоре Т-образно делятся на аксон и дендрит. Основная особенность нейронов — наличие многочисленных безофильных глыбок и нейрофибрилл. Кроме нейронов в нервной системе имеются клетки нейроглии (глиоциты), выполняющие многообразные функции: опорную, трофическую, защитную и секреторную. Среди них различают две руппы: макроглию и микроглию.