Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:20, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение процедур банкротства и реорганизации предприятия. Исходя из цели ставятся следующие задачи: рассмотреть общие положения и понятия о банкротстве предприятий в РФ изучить нормативно-правовое регулирование процедур банкротства рассмотреть понятие и содержание процедуры реорганизации рассмотреть процесс ликвидации предприятия-должника рассмотреть американскую концепцию реорганизации и банкротства изучить американское законодательство в области банкротства
Содержание
• Введение o Глава 1. Теоретико-правовые основы процедуры банкротства предприятия o 1.1 Общие положения и понятия о банкротстве предприятий в РФ o 1.2 Нормативно-правовое регулирование процедур банкротства o Глава 2. Реорганизация и ликвидация предприятия o 2.1 Понятие и содержание процедуры реорганизации o 2.2 Ликвидация предприятия-должника o Глава 3. Зарубежный опыт реорганизации и банкротства o 3.1 Американская концепция реорганизации и банкротства o 3.2 Американское законодательство в области банкротства o Заключение o Библиографические записи
Глава 3. Зарубежный опыт
реорганизации и банкротства
3.1 Американская концепция реорганизации и банкротства
3.2 Американское законодательство в области банкротства
Заключение
Библиографические записи
Введение
Актуальность темы данной
курсовой работы определяется высокой
социально-экономической значимостью
института банкротства в России, а также
необходимостью совершенствования нормативно-законодательных
актов о несостоятельности (банкротстве).
Государственное регулирование
несостоятельности является сегодня наиболее
динамично развивающейся областью права
и экономики в развитых зарубежных странах,
при этом социально-экономическая политика
государства является элементом постоянного
изменения и совершенствования нормативных
и процедурных актов в механизме банкротства.
В настоящее время Государственной
думой Федерального собрания Российской
Федерации принята новая редакция Закона
о несостоятельности (банкротстве). Его
принятию предшествовали длительные и
бурные дискуссии. Всеми заинтересованными
участниками дискуссий внесено множество
поправок и дополнений. Однако многочисленные
идеи, касающиеся реформирования указанной
сферы законодательства, зачастую основаны
лишь на отдельных негативных фактах,
известных авторам, и никак не связаны
между собой. Механическое внесение указанных
предложений в законодательство не имеет
никаких положительных результатов, а
напротив, может привести к деформированию
единой системы несостоятельности (банкротства)
и приведет к нежелательным последствиям.
Целью курсовой работы является
изучение процедур банкротства и реорганизации
предприятия.
Исходя из цели ставятся следующие
задачи:
рассмотреть общие положения
и понятия о банкротстве предприятий в
РФ
рассмотреть понятие и содержание
процедуры реорганизации
рассмотреть процесс ликвидации
предприятия-должника
рассмотреть американскую
концепцию реорганизации и банкротства
изучить американское законодательство
в области банкротства
Объектом исследования курсовой
работы является процесс ликвидации предприятия
- должника.
Предметом исследования являются
процедуры банкротства и реорганизации
предприятия.
В процессе написания работы
применялись следующие методы экономических
исследований: абстрактно-логический,
экономико-статистический, дедуктивный
метод, индуктивный метод, метод анализа
и синтеза.
Изучением данной проблемы
занимались многие ученые, такие как Ю.П.
Орловский, Л. Баренбойм, Е. Козлова, В.И.
Власов, Д. Попов, Г.В. Давыдова, А.Ю. Беликов
и др.
Глава 1. Теоретико-правовые
основы процедуры банкротства предприятия
1.1 Общие положения
и понятия о банкротстве предприятий
в РФ
Конкуренция, как неотъемлемый
элемент рыночных отношений предполагает
не только определенный рыночный динамизм,
но и его обратную, негативную сторону
- стагнацию (застой) производства. Последняя
связана с неустойчивым финансовым положением
предприятия, вызванным отсутствием или
недостаточностью оборотных средств,
ростом просроченной и дебиторской задолженности
и другими обстоятельствами, ведущими
к его банкротству, т.е. прекращению платежей
по своим обязательствам.
Главная роль в системе правового
регулирования несостоятельности (банкротства)
отводиться Федеральному закону от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",
задачами которого являются исключение
из гражданского оборота неплатежеспособных
субъектов и предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. [19]
В соответствии со статьей
65 ГК РФ несостоятельность юридического
лица, являющегося коммерческой организацией
(за исключение казенного предприятия),
а так же действующего в форме потребительского
кооператива либо благотворительного
или иного фонда и оказывающегося не в
состоянии удовлетворить требования кредиторов
может быть признано только решение суда.
Такое решение влечет за собой
ликвидацию данного юридического лица.
Впервые, понятие "банкротство"
было определено в Указе президентом России
№623 от 14 июня 1992 года "О мерах по поддержке
и оздоровлению несостоятельных государственных
предприятий и применению к ним специальных
процедур". К банкротам отнесены государственные
предприятия, включая предприятия, в уставном
фонде которых доля собственности, принадлежащей
государству, составляет 50 процентов и
более.
Данный Указ, а так же и принятый
от 19 ноября 1992 года Закон РФ "О несостоятельности
предприятий", введенный в действие
с 1 марта 1993 года, реально не были задействованы.
Толчком к "продаже с молотка"
обанкротившихся государственных предприятий
послужило окончание 30 июня 1994 года чековой
приватизации и формирование частной
и коллективной форм собственности. Уже
к 1 июля 1994 года около 70% занятых в промышленности
работали на приватизированных предприятиях,
доля которых в общем объеме стоимости
имущества составляла 60-70%.
К сожалению, количество не
перешло в качество. "Шоковая терапия"
не дала положительных результатов. Критическое
финансовое положение большинства предприятий,
вызванное кризисом неплатежей и падением
объемов производства, требует переосмысливание
характера финансово-экономических процедур.
Упор в послечековой приватизации предполагается
делать не только на формирование слоя
частных собственников, сколько на реконструкцию
приватизируемых предприятий с привлечением
как государственного, так и частного
капитала. Качественные показатель деятельности
указанных предприятий, с учетом отраслевых
и региональных особенностей, должны получить
приоритеты при одновременной либерализации
процедур приватизации.
Дальнейший путь к рынку связывается
с денежной приватизацией, что по замыслу
ее авторов и разработчиков, будет способствовать
формированию рациональной структуры
капитала приватизируемых предприятий.
В данном направлении предусматривается
использовать особым образом организованную
продажу через инвестиционные конкурсы
непроданных пакетов акций, принадлежащих
государственным (муниципальным) предприятиям.
Мелкие инвесторы получают право приобрести
не менее 30% акций любого акционерного
общества. Предполагается, что они уже
имеют сбережения, накопленные на первом
этапе, в процессе чековой приватизации.
Вводится в практику обязательная продажа
имущества несостоятельных предприятий-должников
по требованию кредиторов для ускорения
решения проблемы неплатежей в народном
хозяйстве. В этой связи предполагается
реально задействовать вексельное обращение.
Средства государства и иностранных инвесторов
планируется вкладывать в реконструкцию
приватизируемых предприятий только при
условии выполнения следующих требований:
обеспечение корпоративного
управления;
наличие в частной собственности
трудового коллектива более 90% акций;
отсутствие ограничений на
куплю-продажу акций данного предприятия;
наличие независимого регистратора,
ведущего реестр акционеров данного предприятия.
Послечековая приватизация
расширила перечень используемых способов
выкупа имущества путем выработки схем
приватизации сверхкрупных предприятий,
имеющих уставный капитал не менее 10 млрд.
руб. в ценах на 1 января 1992 года, организации
конкурса на соучредительство, аренды
имущества, запрещенного к приватизации.
Особое внимание предполагается уделять
проведению специализированных денежных
аукционов.
К данному этапу приватизации
государственной собственности предполагается
запустить механизм банкротства, нормативной
базой которого являются не только вышеуказанные
акты, но и серия новых.
Продолжающийся спад производства
и нарастающий кризис неплатежей в народном
хозяйстве определили стратегию реформирования
экономики на ближайшую перспективу, что
в значительной мере просматривается
в функциях, возложенных на Федеральное
управление по делам о несостоятельности
(банкротстве). К их числу относятся:
анализ финансового состояния
и причин неплатежеспособности предприятия,
имеющего неудовлетворительную структуру
баланса, с целью обязательной его приватизации;
подготовка указанным предприятием
под контролем Федерального управления
необходимых документов в арбитражный
суд для возбуждения производства по делу
о его несостоятельности (банкротстве);
внесение ходатайства в арбитражный
суд об установлении над неплатежеспособным
предприятием опеки по управлению имуществом,
проведении комплекса мероприятий по
оздоровлению (санации);
определение условий для восстановления
платежеспособности предприятия-должника;
экспертиза плана проведения
внешнего управления имуществом предприятия
и представление ее результатов в арбитражный
суд;
принятие решения о добровольной
ликвидации предприятия-должника и утверждении
решения его решения о добровольной ликвидации
данного предприятия;
выбор условий и критериев
конкурса и его организации при назначении
арбитражного управляющего с учетом мнения
кредиторов;
определение оценочной стоимости
имущества предприятия-должника;
формирование списка юридических
и физических лиц, изъявивших желание
участвовать в проведении санации предприятия-должника
и представление этого списка в арбитражный
суд;
определение критериев санации
со стороны государства и порядка ее проведения;
распоряжение средствами,
выделенными из бюджета и внебюджетных
источников финансирования на осуществление
реорганизации, санации неплатежеспособных
предприятий или их ликвидации. [1, С.125,
6, С.25]
Итак, необходимо отметить,
что любое предприятие, независимо от
формы собственности и организационно-правовой
формы, осуществляя хозяйственную деятельность
вступает в отношения с налоговыми органами,
банками, другими предприятиями (поставщиками,
реализаторами и потребителями его продукции).
В процессе этих отношений у предприятия
возникают обязательства, невыполнение
которых в силу каких-либо объективных
или субъективных причин может привести
к тому, что предприятие станет должником,
то есть обязано будет выполнить определенные
действия в пользу кредитора - произвести
платеж, поставить товар, выполнить работы,
оказать услуги.
Центральное место в системе
правового регулирования несостоятельности
(банкротства) занимает Федеральный закон
от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (ред. от 05.02.2007, с изм.
от 26.04.2007), задачами которого являются,
с одной стороны, исключение из гражданского
оборота неплатежеспособных субъектов,
а с другой - предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. В этом смысле институт
банкротства служит гарантией социальной
справедливости в условиях рынка, одним
из основных элементов которого является
конкуренция.