Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:14, реферат
Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними (о чем пойдет речь дальше).
Введение…………………………………………………………………..3
Общая характеристика органов судебной власти…………………..4
Организация судебной власти в государствах
континентальной Европы
Организация судебной власти в Соединённом
Королевстве Великобритании…………..............................................9
Организация судебной власти в Федеративной
Республике Германии………………………………………………....11
Организация вспомогательных судебных органов
в зарубежных странах………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………....21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
континентальной Европы
Королевстве Великобритании…………
Республике Германии……………………………
в зарубежных странах………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………....21
Введение
Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Судебная же власть при любой из названных форм правления одинаково отграничена от других ветвей власти, что, разумеется, не исключает ее взаимосвязи с ними (о чем пойдет речь дальше).
Каждой ветви власти присущи
специфические формы
Если законодательная власть и исполнительная власть возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, то с судебной властью дело обстоит значительно сложнее. Она возложена на вето совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый из судебных органов, независимо от своего места в системе, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia — справедливость).
Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности — юрисдикцией (лат. jurisdictio — судебное разбирательство; судебный округ). Юрисдикционная деятельность может быть в известных пределах присуща и представительным и административным органам, однако подобные случаи суть исключение из правила и, кроме того, такая деятельность административных органов в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.
Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Это достигается благодаря применению специальных процессуальных форм, призванных гарантировать права человека в судебном процессе и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств1.
Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах — указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п. Примечательно, что во многих странах законно изданные нормативные акты ведомственного характера, не говоря уже об актах местного значения, источниками права не признаются. Они обязательны к исполнению соответствующими субъектами, но их правовая обоснованность может быть в любое время относительно легко оспорена и проверена. В странах англосаксонской правовой системы суд в случаях пробелов в законодательстве руководствуется также прецедентным, или общим, правом, включая создание прецедентов высшими судами страны2.
Структуру судебной власти
охватывает, прежде всего, сами суды. В
странах англосаксонской
В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция)3. Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются. Особое место в странах континентальной Европы, включая пост «социалистические», занимают конституционные суды (во Франции — Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции. В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды. Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных судов, которые могли бы действовать вне установленной законом процедуры.
Структурой судебной власти
охватываются, кроме судов, некоторые
иные виды государственных органов
и учреждений, обслуживающих судебную
власть, среди которых, прежде всего,
нужно отметить органы предварительного
расследования и органы прокуратуры.
В некоторых странах они
Должностные лица, которые непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом с ней взаимодействуют, обеспечивая выполнение ею своих функций (Судьи, прокуроры, следователи и т. д.) имеют особый правовой статус. Они должны отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в каждой стране бывает всякое — и некомпетентность, и коррумпированность, и пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае нужды.
Судейский корпус формируется,
как правило, путем назначения, хотя
и встречаются случаи выборности.
Например, в большинстве штатов США
судьи выбираются, причем нередко
баллотируются как
Важным принципом, гарантирующим
независимость носителей
В странах континентальной
Европы обычно устанавливается, верхний
возрастной предел, по достижении которого
судья или иной чиновник судебной
власти автоматически выходит в
отставку с сохранением ряда льгот
и привилегий. Законодательство обычно
устанавливает несовместимость
функции судьи с иными
Суды имеют собственный
аппарат управления, то есть Высшие
органы судейского самоуправления. Общее
название, этому институту, не совсем
точное: в отдельных странах оно
полностью соответствует
Так, согласно ст. 130 Конституции
Республики Болгария 1991 года, Высший судебный
совет (ВСС) состоит из 25 членов. Председатель
Верховного кассационного суда, председатель
Верховного административного суда
и Главный прокурор являются его
членами по праву. В качестве остальных
его членов избираются юристы с высокими
профессиональными и
2.Организация судебной власти в государствах
континентальной Европы
2.1 Организация судебной власти в Соединённом Королевстве Великобритании
Судебная система
Хотя Великобритания и
единая страна, Англия, Уэльс, Шотландия
и Северная Ирландия имеют собственные
судебные системы, с заметными различиями
в праве, организации и
Правовая система Англии и Уэльса основана на прецедентном праве, которое основано на общем праве, принципах равноправия, а также на законах парламента и Европейского Содружества. Общее право, которое основано на обычае и рассматривается в судебных делах судьями, никогда не было специально определено или кодифицировано. Оно служит основой права за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф.ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознаграждения они не получают.
Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело, но это дело должно соответствовать профилю отделения7.
Информация о работе Организация судебной власти в государствах Западной Европы