Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:10, контрольная работа
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.
Введение…………………………………………………..2
Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду…4
Заключение………………………………………………..12
Задача………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………….15
Содержание
Введение…………………………………………………..2
Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду…4
Заключение………………………………………………..
Задача………………………………………………………14
Список
используемой литературы……………………….15
Введение
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.
Эти
две отрасли, входящие в единую семью
процессуального права (наряду с
уголовно-процессуальным и конституционно-
Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности, рассматривающие под-ведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополениями от 5 апреля 2005 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Законодатель определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ), должностные лица.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав ныне осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальной законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Вопрос, кто из указанных органов должен принимать меры по защите конкретных субъективных прав, оспоренных или нарушенных кем-либо, решается путем определения подведомственности этих органов.
Институт подведомственности играл определенную роль в обеспечении защиты прав, однако, она была для него ведущей, нельзя. Главное предназначение этого института состояло именно в разграничении компетенции между органами, разрешающими споры о праве, а не в обеспечении эффективной защиты прав и охраняемых законом интересов от любых нарушений, в том числе со стороны государства, его органов и должностных лиц.
На степень эффективности защиты нарушенных прав, осуществляемых путем разрешения споров о праве, влияют многие факторы. Наиболее важные из них можно выделить в две группы. Первая связана с органами, разрешающими споры, вторая - с процедурой разрешения споров.
Само по себе наличие таких органов и процедур, в которых они действуют, достаточно лишь для разграничения компетенции между ними, но оно не обеспечивает выполнение обозначенной ранее более важной задачи - обеспечение эффективной защиты нарушенных прав. Для этого органы, разрешающие споры о праве, должны отвечать по крайней мере следующим требованиям:
- разрешение споров о праве, с учетом важности этой деятельности, должно быть для них главной функцией;
-
они должны вызвать к себе
доверие заинтересованных лиц,
а потому им надлежит быть
независимыми от участников
-
быть доступны для
-
обладать статусом и
Полномочие
как составная часть
Процедура разрешения споров органами, отвечающими перечисленным требованиям, для выполнения задачи эффективной защиты прав должна как минимум обеспечивать:
Понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:
В АПК под подведомственностью или предметной компетенцией понимают круг дел, отнесённых федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ. В соответствии с Конституцией РФ, и Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности2.
В зависимости от того, вносит ли закон разрешение к какой-либо категории дел к ведению исключительно определённых органов или нескольких органов – подведомственность различают на исключительную и множественную. Исключительную подведомственность характеризуют категории дел, рассматриваемые только арбитражным судом независимо от субъектного состава.
Под множественной подведомственностью понимается возможность рассмотреть определённые категории дел, как государственными, так и третейскими судами и иными органами.
В новом АПК при сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) о том, связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражного суда является характер правоотношений - это экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений, которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.
Можно выделить следующие критерии:
Согласно, статье 27 АПК определяет подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия3. В соответствии с ней арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возникающие в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности. При этом ГК РФ исходит из того, что предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке4».
В субъективный состав дела, подведомственного арбитражному суду, входят:
1)
юридические лица. ГК РФ определяет
«юридическое лицо как
2)
индивидуальные
Также подведомствен арбитражному суду экономический спор или иное дело, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в котором участвуют:
1)
Российская Федерация,
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, между субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями.
В ГК РФ определено, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ в суде могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В Г.К. говориться о том, что от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут лишь своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, однако об их праве выступать в суде ничего не сказано.
2) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.
3) должностные лица.
4)образования,
не являющиеся юридическими
С иском об обжаловании отказа в государственной регистрации в качестве юридического лица может обратиться организация, которая этого статуса ещё не имеет. Соответственно и граждане, ещё не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут обратиться с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации7.
Кроме
того, арбитражному суду подведомственны
споры по заявлениям кредиторов, в
качестве которых могут выступать
и граждане, не имеющие статуса
индивидуального
Информация о работе Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду