Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
Дать характеристику понятию и эпохе Возрождения
Рассмотреть особенности эпохи Возрождения
Дать полную характеристику архитектуры Ренессанса в Италии
Сделать общие выводы
Введение………………………………………………………………………………2-3
I. Характеристика эпохи Возрождения……………………………………………..4-6
Роль искусства…………………………………………………………..6
Гуманизм………………………………………………………………...6
Периодизация и регионы…………………………………………….....7
Люди эпохи……………………………………………………………...7
Новые виды и жанры…………………………………………………...8
II. Характеристика архитектуры Италии…………………………………………...8-11
1. Архитектура раннего Возрождения……………………………………..11-12
2. Архитектура высокого Возрождение…………………………………....12-16
3. Архитектура позднего Возрождения……………………………………16-24
4. Строительные приёмы и формы…………………………………………24-29
5. Декоративные элементы………………………………………………….29-40
6. Памятники церковной архитектуры……………………………………..40-46
Заключение…………………………………………………………………………..47-48
Список литературы………………………………………………………………………49
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Характеристика эпохи Возрождения……………………………………………..
II. Характеристика архитектуры Италии…………………………………………...8-11
1. Архитектура раннего Возрождения……………………………………..11-
2. Архитектура высокого Возрождение…………………………………....
3. Архитектура позднего Возрождения……………………………………16-24
4. Строительные приёмы и формы…………………………………………24-29
5. Декоративные элементы………………………………………………….
6. Памятники церковной архитектуры……………………………………..40-
Заключение…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
XV и XVI столетия были
временем больших перемен в
экономике, политической и
Все перемены в жизни общества сопровождались
широким обновлением культуры - расцветом
естественных и точных наук, литературы
на национальных языках и, в особенности,
изобразительного искусства. Зародившись
в городах Италии это обновление захватило
затем и другие европейские страны. Появление
книгопечатания открыло невиданные возможности
для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное
общение между странами способствовало
повсеместному проникновению новых художественных
течений. [4 стр. 60]
Предмет: Особенности архитектуры Италии в эпохи Возрождения
Объект: Архитектура Италии
Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
Для достижения своей цели я использовала научную литературу: В книге Савченко И.П., Липявкина А.Ф. «Архитектура» сделан обзор развития архитектуры и градостроительства в важнейшие исторические эпохи. Во II—VI разделах изложены вопросы проектирования жилых, общественных и промышленных зданий, рассмотрены части зданий и их элементы. В книге Гуляницкого Н.Ф. «История архитектуры» изложена история архитектуры от времени зарождения зодчества до наших дней. Приводятся сведения по истории строительной техники, рассматривается по отдельным эпохам и регионам. Алексей Гутнов в своей книге «Мир архитектуры» рассказывает о роли и назначении в жизни общества одной из древнейших профессий — зодчества, его истории, творчестве его выдающихся мастеров. В книге А.В. Степанова «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век» изложен взгляд автора на величайшие произведения авторов Возрождения - Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и других. Книга «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» Эрвина Панофского, рассказывает из каких специфических составляющих складывается феномен Возрождения, и на многочисленных примерах из области изобразительного искусства, архитектуры, литературы и философии рисует картину духовной жизни Европы.
Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры, еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической архитектуры. Историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин - "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".
Анализ памятников
культуры Возрождения
Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза – индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и другие. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.
Связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. [4 стр. 100-130]
Искусство античности
составляет одну из основ художественной
культуры Возрождения. Известно, что
античное наследие было использовано
и в средние века, например, во
времена каролингского Ренессанса,
в живописи Оттоновского периода в Германии,
в готическом искусстве. Но отношение
к этому наследию было различным. В средние
века воспроизводились отдельные памятники
и заимствовались отдельные мотивы. А
представители Возрождения находят в
античной культуре то, что созвучно их
собственным устремлениям, - приверженность
к реальности, жизнерадостность, преклонение
перед красотой земного мира, перед величием
героического подвига. Вместе с тем, сложившись
в иных исторических условиях, впитав
в себя традиции романского стиля и готики,
искусство Возрождения несет в себе печать
своего времени. По сравнению с искусством
классической древности духовный мир
человека становится все более сложным
и многогранным.
Работы художников становятся подписными,
то есть подчеркнуто авторскими. Все больше
появляется автопортретов. Несомненным
признаком нового самосознания является
и то, что художники все чаще уклоняются
от прямых заказов, отдаваясь работе по
внутреннему побуждению. К концу XIV века
ощутимо меняется и внешнее положение
художника в обществе.
Художники начинают удостаиваться всевозможных
общественных признаний, должностей, почетных
и денежных синекур. А.Микеланджело, например,
вознесен на такую высоту, что без боязни
обидеть венценосцев он отказывается
от предлагаемых ему высоких почестей.
Ему вполне хватает прозвания "божественный".
А ведь логический предел, к которому тяготел
художник Возрождения, - обретение полной
личной независимости, предполагая, понятно,
в первую очередь свободу творческую.
В архитектуре особенно большую роль сыграло
обращение к классической традиции. Оно
проявилось не только в отказе от готических
форм и возрождении античной ордерной
системы, но и в классической соразмерности
пропорций, в разработке в храмовом зодчестве
центрического типа зданий с легко обозримым
пространством интерьера. Особенно много
нового было создано в области гражданского
зодчества. В эпоху Возрождения получают
более нарядный облик многоэтажные городские
здания (ратуши, дома купеческих гильдий,
университеты, склады, рынки и т.д.), возникает
тип городского дворца (палаццо) - жилище
богатого бюргера, а также тип загородной
виллы. Разрешаются по-новому вопросы,
связанные с планировкой городов, реконструируются
городские центры. В отличие от средневековья,
когда главными заказчиками произведений
были церковь и крупные феодалы, теперь
значительно расширяется круг заказчиков
и изменяется их социальный состав. Наряду
с церковью нередко заказы художникам
дают и цеховые объединения ремесленников,
и купеческие гильдии, и городские власти,
и частные лица - как знать, так и бюргеры.
Наряду с монументальными,
все более широкое распространение получают
станковые формы - живопись на дереве и
холсте, скульптура из дерева, бронзы,
терракоты и майолики.
Хронологические границы развития искусства
Возрождения в разных странах не вполне
совпадают. В силу исторических обстоятельств
Возрождение в северных странах Европы
запаздывают по сравнению с итальянским.
И все же искусство этой эпохи, при всем
разнообразии частных форм, обладает важнейшей
общей чертой - стремление к правдивому
отражению реальности. Эту черту в прошлом
столетии первый историк эпохи Возрождения
Якоб Буркхард определил как "открытие
мира человечества". Искусство Возрождения
делится на четыре этапа: Проторенессанс
(конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение
(XV век), Высокое Возрождение (конец XV века
первые три десятилетия XVI века), Позднее
Возрождение (середина и вторая половина
XVI века). В литературе о Возрождении часто
употребляют итальянские наименования
столетий: дученто - XIII век, треченто XIV
век, кватроченто - XVI век.[4 стр. 145-154]
Возрождение самоопределилось
прежде всего в сфере художественного
творчества. Как эпоха европейской
истории оно отмечено множеством
знаменательных вех — в том
числе укреплением
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.