Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:55, доклад
Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. В 2003 году Версальский ансамбль оказался объектом крайне масштабных реставрационных работ, по грандиозности походивших на реставрацию Лувра. Обновление Версаля рассчитано на 20 лет, в его восстановительные работы намечено вложить 400 миллионов евро.
Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350000 деревьев[2]. В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. В наше время сады окружены поясом лесистой местности, которая на востоке граничит с жилыми кварталами города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на западе — Версальская равнина (охраняемый заказник), а на юге — леса Сатори.
Сады имеют статус юридического лица публичного права и работают под эгидой Министерства культуры Франции; при этом сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей.[3]
Помимо тщательно
В 1979 году сады, вместе с дворцом, были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с другими 31 объектами Франции.[4]
Время правления Людовика XIII
Первые сады были разбиты здесь при Людовике XIII. После того как в 1632 году Людовик XIII окончательно выкупил эти угодья у Жан-Франсуа де Гонди и в 1630-х годах принял на себя феодальную роль в Версале, к западу от шато был устроен регулярный сад. С этого времени в садах был создан знаменитый королевский панорамный вид. Эта ранняя планировка, которая дошла до наших дней на так называемом плане Дю Бус 1662 года, показывает установленный рельеф местности, на которой развивались аллеи сада. Планировка сада уже была четко привязана к осям север — юг и восток — запад. По архивным записям видно, что сады, проектированные в те времена Клодом Молле и Иларием Массоном, существовали без особенных изменений вплоть до их расширения, заказанного Людовиком XIV в 1660-х годах.
Время правления Людовика XIV
В 1661 году Людовик XIV стал уделять Версалю больше внимания. Силами архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра — Людовик начал реализацию проектов, направленных на расширение и украшение Версаля, и эти проекты заняли всё оставшееся время его эпохи правления. Начиная с этого времени, расширения садов и расширения дворца в Версале следовали друг за другом. Конечно же, строительные кампании Людовика XIV распространялись также и на сады.
Первая строительная
кампания
В 1662 году
была выполнена незначительная реконструкция
замка; основные усилия и средства были
направлены на развитие садов и парка.
За год до этого, в 1661 году, Ленотр
начал представлять королю свои проекты
развития садов Версаля. Людовик
XIV хотел увидеть преображённые
сады как можно скорее и вскоре работы
закипели полным ходом. В разгар первой строительной кампании 36 000
человек трудились над выравниванием
парка и планировкой садов, перемещая
и распределяя тысячи тонн грунта. В этот
период развития садов Ленотр ничего не
создавал «с нуля», он применил замылсы
и идеи, разработанные его предшественниками
в Версале — Клодом
Молле и Жаком
Бойсо. Были расширены имеющиеся боскеты и партеры, а также созданы новые.
Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица[1]) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер)[1], геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п. Различают как правило два типа боскетов:искусственная роща — группа декоративных кустов и деревьев, на поляне или плоском газоне и «кабинет» , когда насаждения расположены по периметру[2][3]. Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI—XVIII вв[1]. Тогда замкнутые пространства внутри боскетов называли не только «кабинетами», но и «зелёными залами».В России для создания боскетов часто используется, например липа мелколистная, ель обыкновенная, акация жёлтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клён татарский или смородина золотистая.
В обновленных садах с 1664 года Людовик XIV начал устраивать праздники любви (fête galante), которые получили название «Удовольствия чарующего островка». Праздник, устроенный с 7 по 14 мая 1664 года, официально должен был чествовать его мать Анну Австрийскую и его коронованную супругу Марию Терезию, но фактически это было чествованием Луизы де Лавальер, фаворитки короля. В течение целой недели гостей услаждали великолепными зрелищами в садах. По итогам этого праздника — а именно, из-за нехватки мест для размещения гостей (большинство из которых были вынуждены ночевать в своих экипажах), для Людовика стали очевидны недостатки Версаля и он распорядился начать еще одно расширение дворца и садов (Verlet, 1961, 1985).
Вторая строительная
кампания
В период с 1664 по 1668 годы
в садах произошли значительные изменения —
особенно в части фонтанов и новых боскетов; именно в этот период
в образе сада преднамеренно применялись
образы Аполлона
и Солнца, которые были метафорами для
Людовика XIV. Ландшафтная структура и зрительный
образ садов, полученные в ходе этого этапа
модернизации, будут существовать вплоть
до 18-го столетия. Французский историк
и летописец Андре
Фелибьен в своем описании Версаля
отметил преобладание мотивов Солнца
и Аполлона в строительных проектах того
времени: «С тех пор как Солнце стало символом
Людовика XIV, а поэты объединили образы
солнца и Аполлона, в этом грандиозном
владении не осталось ничего не имеющего
отношения к этому божеству.»
(Félibien, 1674).
Третья строительная кампания.
Изменения в парке в
ходе третьей строительной кампании
главным образом
Четвертая строительная кампания
По причине временных финансовых трудностей,
возникших вследствие Девятилетней
войны и Войны
за испанское наследство, в парке
и садах не затевали никаких существенных
работ вплоть до 1704 года.
В период между 1704 и 1709 годами были реконструированы
боскеты (некоторые весьма значительно),
после чего им дали новые названия, отражающие
аскетизм и отсутствие роскоши, свойственное
позднему этапу эпохи правления Людовика
XIV (Marie 1976; Thompson 2006; Verlet 1985).
Время правления Людовика XV
После отъезда короля и его двора из Версаля, сразу после смерти Людовика XIV в 1715 году, в жизни дворца и парков наступила эпоха неопределенности. В 1722 году Людовик XV и его двор вернулись в Версаль. Видимо, учитывая предостережение своего прадеда не начинать дорогостоящих строительных кампаний, Людовик XV не затевал в Версале строительных работ, сопоставимых с кампаниями Людовика XIV. Вместо расходования средств на реконструкцию садов Версаля, Людовик XV — страстный ботаник — сосредоточил свои усилия на Трианоне. На участке, который сейчас занимает Ферма Королевы, Людовик XV устроил и содержал ботанические сады. Ботанические сады были устроены в 1750 году и садовник-флорист Клод Ришар (1705—1784) стал их управляющим. В 1761 году Людовик XV поручил Анж Жаку Габриэлю сооружение Малого Трианона, поскольку ему была нужна резиденция для проведения времени поблизости от ботанических садов. Именно в Малом Трианоне Людовик XV заболел смертельной оспой; 10 мая 1774 года король скончался в Версале (Marie, 1984; Thompson, 2006).
Время правления Людовика XVI
После восхождения на трон Людовика XVI парк и сады Версаля подверглись изменениям, похожим на Четвертую строительную кампанию Людовика XIV. Под влиянием новых идей, пропагандируемых Жан-Жаком Руссо и философской партией, зимой 1774—1775 годов сады были полностью пересажены. Деревья и кустарники, высаженные в эпоху Людовика XIV, срубили или выкорчевали для того чтобы французский сад Ленотра и Ардуэн-Мансара перевоплотить в парк английского стиля.
Попытка превратить шедевры Ленотра в пейзажный парк английского стиля окончилась неудачей. Поставленную цель достичь не смогли. В значительной степени из-за топологии ландшафта от английской эстетики отказались и сады пересадили снова в стиле регулярного парка. Однако, намереваясь сэкономить, Людовик XVI поручил заменить палисадники — подстриженную живую изгородь, образующую стены боскетов и очень трудоемкую в исполнении — на ряды лип и каштанов. Кроме этого несколько боскетов, созданных в эпоху Короля-Солнца, разрушили или значительно перестроили.
Французская Революция
В 1792 году по указу Национального конвента некоторые деревья в садах были срублены, несмотря на то что фрагменты Большого Парка уже были поделены на части и разрушены. Предчувствуя потенциальную угрозу Версалю, Луи Клод Ришар (1754—1821) — внук Клода Ришара, управляющий ботаническими садами — пытался убедить правительство сохранить Версаль. Он преуспел в защите Большого Парка, а угроза разрушения Малого Парка исчезла после предложения использовать партеры под овощные огороды, а открытые области парка для высаживания фруктовых деревьев. К счастью, эти идеи никогда не были осуществлены; однако, сады стали открыты для народа и было привычно видеть как люди стирали свое белье в фонтанах и развешивали его сохнуть на кустарниках рядом (Thompson 2006).
Эпоха Наполеона I
Эпоха Наполеона Бонапарта обошла Версаль своим вниманием. Во дворце была обставлена анфилада комнат для императрицы Марии-Луизы; но сады остались в неизменном виде, за исключением роковой рубки деревьев в Боскете «Триумфальная Арка» и в Боскете Трёх Фонтанов. Масштабная эрозия почвы требовала высадки новых деревьев (Thompson 2006; Verlet 1985).
Времена Реставрации
После восстановления монархии Бурбонов в 1814 году сады Версаля подверглись первым изменениям со времен Французской революции. В 1817 году Людовик XVIII поручил преобразовать Остров Короля и Зеркальный бассейн в сад, спланированный на английский манер -Сад Короля (Thompson 2006). Большая часть великолепных растений была уничтожена здесь ураганом 1999 года.
Времена Июльской Монархии; Вторая Империя
В то время как большая часть внутреннего убранства дворца была безвозвратно видоизменена чтобы устроить Музей всех славных побед Франции (открытый Луи-Филиппом I 10 июня 1837 года), сады и парк остались нетронутыми. Если не брать во внимание государственный визит Королевы Виктории и Принца Альберта в 1855 году, во время которого в садах было устроено парадное торжество, напомнившее праздники Людовика XIV, Наполеон III пренебрегал дворцом, предпочитая взамен Версалю Компьенский дворец (Thompson 2006; Verlet 1985).
Пьер де Нолак
После того как Пьер де Нолак занял пост руководителя музея в 1892 году, в Версале наступила новая эра исторических изысканий. Нолак, страстный ученый и архивариус, начал по фрагментам собирать воедино историческое прошлое Версаля и, впоследствии, установил критерии реставрации дворца и сбережения садов, которые действуют и в наши дни (Thompson 2006; Verlet 1985).
Боскеты в садах
Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия.
Пересадка садов
Как правило, в многолетних садах проводится пересадка растений (реплантация), и Версаль не является исключением из этого правила. В своей истории сады Версаля претерпевали минимум 5 существенных реплантаций, которые выполнялись как по практическим, так и по эстетическим соображениям.
Людовик XVI поручил провести пересадку садов зимой 1774—1775 годов, поскольку стало необходимо заменить множество деревьев, некоторые из которых были больны, некоторые — выросли слишком сильно. Помимо этого, поскольку формализм садов XVII века вышел из моды, данная пересадка также имела цель установить в садах Версаля новый неформальный и упрощенный стиль, который к тому же дешевле поддерживать. Однако, достичь этого не удалось, поскольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для сада в английском стиле. Позднее, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации Людовика XVI были вырублены и заменены. В 1870 году через эту местность прошёл сильнейший ураган, повредив и вырвав деревья с корнями. После этого потребовалась существенная пересадка садов. Однако, из-за Франко-прусской войны, в результате которой были свергнуты Наполеон III и Парижская коммуна, пересадка садов так и не началась вплоть до 1883 года (Thompson, 2006).
Самые недавние пересадки садов были вызваны двумя разрушительными ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах. По причине этих ураганов в Версале и в Трианоне было утрачено несколько тысяч деревьев — это был самый крупный ущерб в истории существования Версаля. В рамках реплантации у музея и правительственных структур появилась возможность реставрировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году. (Thompson, 2006).
В марте 2011 года в садах были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, расположенных на оси запад-восток (Боскет Королевы, Зеркальный бассейн и Сад Короля). Этот финальный проект, окончание которого намечено на март 2012 года, завершает общую программу пересадки садов, пострадавших от ураганов февраля 1990 и 1999 годов. Уцелевшие после урагана деревья сейчас чрезмерно разрослись и стали представлять серьёзную угрозу скульптурам в боскетах и посетителям. Пересадка также необходима для сохранения ландшафтной симметрии садов в направлении с севера на юг.