Безопасность детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 09:35, творческая работа

Краткое описание

Цель: определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить правовые аспекты, методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
3. Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
4. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ правовых основ и психолого-педагогической литературы педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………………..…………………….4
1.1 История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы ……..……………………………………….4
1.2 Безопасность в ДОУ. Законодательная база …………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» ……………………………………..9
2.1 Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ ….…………..9
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………….12
2.3 Интеграция с другими областями ………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список литературы ……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

творческая разработка безопасность.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


4

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ
С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ

 

Творческая разработка

 

 

 

Выполнила:

Соловьева Ольга Юрьевна,
слушатель КПК №62-В.

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2012
Содержание

 

Введение              …………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ правовых основ и психолого-педагогической литературы педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»              …………………………………..…………………….4

1.1               История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы              ……..……………………………………….4

1.2               Безопасность в ДОУ. Законодательная база              …………………………….5

Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»              ……………………………………..9

2.1               Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ              ….…………..9

2.2               Формы работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Безопасность»              …………………………….12

2.3               Интеграция с другими областями              ………………………………………16

Заключение              ……………………………………………………………………..18

Список литературы              ……………………………………………………………20

Приложения              ……………………………………………………………………21

 


Введение

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Установлено, что актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена ростом опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также ростом детской заболеваемости, травматизма и смертности в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей — более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одни из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее   опасных  ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения.

Цель: определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Изучить правовые аспекты, методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.        Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

3.        Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.

4.        Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.


Глава 1. Анализ правовых основ и психолого-педагогической литературы педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

1.1 История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы

 

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям. Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.)

Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Как уже отмечалось, социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социокультурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

 

1.2 Безопасность в ДОУ. Законодательная база

 

Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

- охрана жизни и здоровья детей;

- противопожарная и техногенная безопасность;

- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля  за  исполнением данных инструкций.

Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии  с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).

 

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;

- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Устав ГОУ ЦРР и родительский договор.

 

Внутренние локальные акты:  приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;

- Приказ «Об организации экскурсий»;

- Приказ «О дежурных администраторах»;

- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста;

 

Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:

- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;

- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;

Локальные акты по пожарной безопасности:

-Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;

-План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

-Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;

-Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;

-Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

 

Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

-Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;

-Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;

-Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;

-Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.

Локальные акты:

-Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.

 

Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:

-Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);

-Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);

-Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

-Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.

Информация о работе Безопасность детей дошкольного возраста