Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 09:35, творческая работа
Цель: определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить правовые аспекты, методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
3. Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
4. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ правовых основ и психолого-педагогической литературы педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………………..…………………….4
1.1 История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы ……..……………………………………….4
1.2 Безопасность в ДОУ. Законодательная база …………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» ……………………………………..9
2.1 Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ ….…………..9
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………….12
2.3 Интеграция с другими областями ………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список литературы ……………………………………………………………20
Таблица 2.
Реализация образовательной области «Безопасность» в различных формах деятельности.
Разделы (задачи, блоки) | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Самостоятельная деятельность детей |
I. Бережем свое здоровье II. Безопасный отдых на природе III. Безопасность на дорогах города
IV. Семейное благополучие | Объяснение, напоминание, Тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра | Беседы, обучение, Упражнения, объяснение, напоминания, Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций | Беседы, обучение, Упражнения, объяснение, напоминания, Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций | Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, тренинг. Творческие задания |
Организация работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность» строится с опорой на возраст детей. Рассмотрим блоки, по которым происходит работа в том или ином возрасте (Таблица 3).
Таблица 3.
Освоение образовательной области «Безопасность» в разных возрастных группах
Разделы (задачи, блоки) | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самост-ная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
I. Бережем свое здоровье | |||||
1.Ценности здорового образа жизни | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Беседы, обучение, Чтение | Игры, | Беседы, личный пример |
2. О профилактике заболеваний | ср. ст. |
| Объяснение, напоминание | Дидактическая игра | Ситуативное обучение |
3. Навыки личной гигиены | мл. ср. ст. | Показ, объяснение, обучение, напоминание | Упражнения,
| Самообслуживание |
|
Поговорим о болезнях | ср.ст. |
| Рассказ, |
|
|
5. Врачи – наши друзья | мл. ср. ст. |
| Рассказ | Рассматривание иллюстраций | Рассказы, чтение |
6. О роли лекарств и витаминов
| ср. ст. | Тематический досуг | Творческие задания Дидактические игры | Продуктивная деятельность | рассказ |
7. Изучаем свой организм | ст. |
| Рассказ- пояснение, |
|
|
II. Безопасный отдых на природе | |||||
1. Бережное отношение к живой природе | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Продуктивная деятельность | Творческие задания |
|
2. Ядовитые растения и грибы
| ср. ст. |
| обучение, Рассматривание иллюстраций | Продуктивная деятельность | Ситуативное обучение |
3. В природе все взаимосвязано
| ср. ст. |
| Дидактическая игра |
|
|
4. Правила поведения на природе | ср. ст. | упражнения, тренинги | Тематические досуги Рассказы, чтение |
| Объяснение, напоминание |
5. Контакты с животными и насекомыми | мл. ср. ст. |
| Рассказы, чтение |
| Объяснения, запреты |
6. Первая помощь | ср. ст. |
| Рассказы, чтение | Рассматривание иллюстраций | обучение, |
Продолжение Таблицы 3
III. Безопасность на дорогах | |||||
1. Устройство проезжей части
| мл. ср. ст. | Тематический досуг, игры | обучение, | Тематические досуги | Беседы, упражнения, тренинги |
2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей | мл. ср. ст. | Рассматривание иллюстраций | Ситуативное обучение Дидактические игры, | Настольно-печатные игры, продуктивная деятельность |
|
3. О работе ГАИ (ГИБДД) | ср. ст. |
| обучение, чтение, |
| Рассказы, чтение |
4. Правила поведения в транспорте | ср. ст. |
| Беседы, упражнения, тренинги |
| Объяснение, похвала напоминание |
IV. Семейное благополучие | |||||
1. Взаимная забота и помощь в семье | мл. ср. ст. |
| Тематические досуги |
| Рассматривание иллюстраций |
2. Осторожно! Чужой! | мл. ср.ст. |
| Рассказы, чтение, тренинги |
| Объяснение, напоминание |
3. Если ты потерялся
| мл., ср. ст. |
| Беседы, упражнения, тренинги |
|
|
4. Осторожно! Электроприборы | мл., ср. ст. |
| объяснения |
| Объяснение, запреты напоминание |
5. Огонь – это очень опасно | мл. ср. ст. |
| Рассматривание иллюстраций |
| Творческие задания |
6. Правила поведения при пожаре | ср. ст. |
| Беседы, упражнения, тренинги | Продуктивная деятельность |
|
7. Конфликты и ссоры между детьми | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Напоминание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Освоение образовательной области «Безопасность» контролируется по достижении детьми следующих результатов.
2.3 Интеграция с другими областями
Интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями отразим в таблице 4.
Таблица 4.
Интеграция с другими образовательными областями
«Физическая культура» | Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья. |
«Здоровье» |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
«Познание» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
«Труд» | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности |
«Чтение художественной литературы» | Безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего использование художественных произведений для формирования основ Мира. |
Заключение
Безопасность дошкольника во многом зависит от того какие знания в его голову заложат родители в раннем детстве. Дети в возрасте до пяти лет не осознают всю опасность окружающего мира, не могут думать на перед и живут только настоящим не задумываясь о последствиях, к которым могут привести те или иные их действия. В этом возрасте очень важно обеспечить безопасность дошкольника и вложить в его голову знания о том, что следует немного анализировать свои действия и думать о последствиях.
Безопасность дошкольника во многом зависит от общепринятых правил, но дети не понимают этих правил придуманных взрослыми. Малыши не могут самостоятельно анализировать окружающий мир и пользоваться различными запретами в зависимости от ситуации.
Безопасность дошкольника подвержена угрозе еще и потому что дети очень доверчивы, и их легко обмануть. В этом случае необходимо установить правило, согласно которому ребенок должен быть всегда на виду у родителей. Необходимо объяснить ребенку, чтобы он не терял из виду родителей, и они всегда видели свое дитя. Это правило на первый взгляд довольно сложно установить для безопасности дошкольника, но это только на первый взгляд. Посмотрите на то, как дети интересуются, куда ушли их родители, как они боятся отойти от родителей далеко или потерять из виду. Ребенку это правило покажется довольно простым и логичным. Необходимо требовать от малыша, чтобы он сообщал о своих действиях не только на улице, но и дома. Для примера и более быстрого установления этого правила можно на своем опыте показать, что все довольно просто. Каждый раз выходя из комнаты сообщайте ребенку, куда Вы идете, и он будет делать точно также.
Еще одной особенностью безопасности дошкольника служит очень повышенная доверчивость детей. Они не понимают что такого плохого может им сделать взрослый человек, пусть даже не знакомый. Ребенок не понимает, почему нельзя идти куда-либо со взрослым, а запреты родителей часто не дают желаемого результата. Вот тут можно вернуться к приведенному выше примеру и просить ребенка сообщать родителям обо всех своих действиях. Также немаловажно для безопасности дошкольника научить его говорить слово "Нет!". В комплексе два этих правила могут стать мощным оружием против окружающего мира.
Если научить ребенка этим двум простым правилам, то можно избежать многих неприятных моментов. Если Вашего ребенка будут звать куда-либо, он ответит: "Хорошо, НО я сначала скажу маме (папе)." Если его будут уговаривать не рассказывать, то тут ребенок будет использовать 2 правило и скажет: "НЕТ! Я должен сначала сказать родителям!"