Законодательство об охране труда. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1 Законодательство об охране труда........................................................................4
2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»................................................10
Заключение...............................................................................................................17
Список используемых источников……………………………………………….......................18

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Филиал в г. Находке

 

Кафедра экономики и процессов управления

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине  «БЖД»

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

 

 

 

 

Студентка 3 курса   __________________

                                                              (подпись)

 

Руководитель  к.э.н., доцент

_____________ 

 

 

 

 

Оценка  _________________________

____________  ___________________

          подпись                       И.О.Фамилия

«_____» ________________ 2011 г.

 

 

 

г. Находка

2011

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1 Законодательство об охране труда........................................................................4

2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»................................................10

Заключение...............................................................................................................17

Список используемых источников……………………………………………….......................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законодательство об охране труда

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах 1966 года предусматривает, что государства долж­ны признавать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3).

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен вопросам ох­раны труда, инспекциям труда и содержат детали по безопас­ности и гигиене труда. Отдельные акты посвящены труду жен­щин, детей и подростков.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с дого­ворными условиями, повышающими, конкретизирующими этот минимум на основании социально-партнерских соглашений, кол­лективных договоров, а также трудовых договоров.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены (ст. 37), что труд и здоровье людей охраняются государ­ством (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему норм об охране труда и о над­зоре за их исполнением.

Охрана труда — важная проблема каждой страны. У нас цен­трализованные нормы трудового законодательства, которые уста­навливают минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с договорным методом, конкретизирующим этот минимум в со­циально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых до­говорах. Уже первый Кодекс законов о труде 1918 года закреп­лял основные нормы охраны труда, в том числе нормы об осо­бой охране труда женщин и несовершеннолетних.

В настоящее время основными нормативными актами об ох­ране труда являются: Основы законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г. в ред. Федерального закона от 2 марта 1998 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об ос­новах охраны труда в Российской Федерации»; разд. X ТК (в том числе гл. 41 и 42); Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30), а также иные нормативные акты, приня­тые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством тру­да и социального развития РФ и специализированными феде­ральными инспекциями по надзору за охраной труда; единые и отраслевые правила по технике безопасности и производствен­ной гигиене труда (многие из которых в целях унификации тре­бований по охране труда взяты в стандарты), система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Рос­сийской Федерации могут в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты по охране труда.

Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государст­венные нормативные требования по охране труда в России, при­нят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. На них и ориентируются соответствующие органы и организации при разработке региональных и локальных актов по охране труда.

На основе этих актов организации сами разрабатывают и ут­верждают стандарты предприятия (СТП ССБТ) и инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ). Профсоюзы, их органы имеют право принимать участие в согласовании нормативных правовых актов по охране труда, учете их мнения.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. устано­вило, что в Российской Федерации действует система норматив­ных правовых актов, содержащая государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил и типовых инструк­ций по охране труда (ТИРО), строительных и санитарных норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, пра­вил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утвер­ждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технического прогресса. Пересмотр их осуществляется в порядке, установленном при принятии.

Правительство РФ постановлением «О мерах по улучшению условий и охраны труда» от 26 августа 1995 г. возложило госу­дарственное управление охраной труда на Минтруд России, закре­пило его функции в этом вопросе, предусмотрело образование Де­партамента охраны труда, Государственной академии охраны тру­да Минтруда России для проведения научно-исследовательских работ и координации деятельности научных центров страны в об­ласти охраны труда, а также образование Общероссийского центра охраны труда Минтруда России для обобщения и распростране­ния передового опыта в области условий и охраны труда, оказа­ния методической помощи службам охраны труда организаций.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» от 12 марта 1999 г. также содержит статьи (23—27, 34, 39 и 41), относящиеся к охране труда по санитар­но-эпидемиологическим требованиям.

Субъекты РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. приняли свои акты по охране труда. Так, распоря­жением премьера Правительства г. Москвы от 30 марта 1999 г. ут­верждены Общие правила охраны труда для предприятий и орга­низаций г. Москвы (отдельное издание). Они возлагают на рабо­тодателя (п. 2.1) общее руководство работой по обеспечению охраны труда и эффективного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, предусматривают обязанности работода­телей и работников в сфере охраны труда, затрагивают вопросы охраны труда при проектировании производственных объектов, при строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, при эксплуатации строительных машин и выполнении отдельных видов работ, а также при планировке, застройке и благоустройстве территорий организаций, требования к производственным и вспо­могательным помещениям организаций, их электробезопасности, отоплению, освещению, пожаровзрывобезопасности, обеспечению безопасности на всех производственных процессах.

Генеральное соглашение на 2002—2004 гг. также предусмат­ривает ряд обязательств трех социальных российских партнеров (объединений профсоюзов, объединений работодателей и Пра­вительства РФ) по улучшению охраны труда. Это трехсторон­нее социально-партнерское Соглашение предусматривает соз­дать и укрепить службы охраны труда, а также институт упол­номоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственно­сти, продолжить работу по разработке новых и пересмотру дей­ствующих нормативных правовых актов по охране труда

Другие социально-партнерские соглашения различных уров­ней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, в котором предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон «Об осно­вах охраны труда в Российской Федерации» закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и га­рантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономиче­ский механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства в этой области и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре главы: Общие поло­жения (ст. 1—7); Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 8—10); Обеспечение охраны труда (ст. 11—19); Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением законодательства об ох­ране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время осо­бенно важно. Статья 11 гл. III Закона предусматривает, что ох­раной труда управляет государство непосредственно через Пра­вительство РФ или по его поручению федеральные органы ис­полнительной власти. Закон установил единые принципы н нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил ле­гально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны тру­да), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и кол­лективной зашиты работников, сертификат безопасности и про­изводственной деятельности. Основные положения Закона отра­жены в Трудовом кодексе, в ст. 209 которого даны понятия ка­тегорий охраны труда.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работо­способность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к его за­болеванию.

Опасный производственный фактор — такой, воздействие ко­торого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производ­ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место — место, в котором работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работо­дателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работни­ков — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от за­грязнения.

Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соот­ветствие проводимых в организации работ по охране труда уста­новленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий ра­ботников с применением средств труда, необходимых для пре­вращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строитель­ство, оказание различных услуг.

Следует отметить, что указанные понятия и другие основные положения Федерального закона об основах охраны труда цели­ком перенесены в Трудовой кодекс, т. е. возведены в ранг норм кодифицированного акта.

 

 

 

2 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

(От 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ,в ред. Федерального закона от 28.10.2002 № 129-ФЗ)

 Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. Общие положения

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Законодательство об охране труда. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного