Изменения законодательства в области стандартизации: Государственная система стандартизации, Федеральный закон «О техническом регулиро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Происходящие в настоящее время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 2
2. Система стандартизации Российской Федерации…………………………. 5
3. Основные положения и сущность закона «О техническом
регулировании»………………………………………………………10
4. Заключение………………………………………………………….1 6
5. Список использованной литературы………………………………18
6.Приложения……………………………………………………………..19
7. Приложение А…………………………………………… …………….19

Вложенные файлы: 1 файл

доклад окончательный вариант для борисова.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тамбовский  государственный университет имени  Г.Р. Державина

Академия  культуры и искусств

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов

 

 

 

 

Реферат

на тему: Изменения законодательства в области стандартизации: Государственная система стандартизации, Федеральный закон «О техническом регулировании»

 

 

 

 

 

Выполнила: Ломанова  И.С.

Проверила: канд. пед. наук,

Профессор Борисов  Б.В.

 

 

 

Тамбов 2011

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..  2

2. Система стандартизации Российской Федерации………………………….  5

          3. Основные положения и сущность закона «О техническом               

              регулировании»………………………………………………………10

4. Заключение………………………………………………………….1 6

5. Список использованной литературы………………………………18

6.Приложения……………………………………………………………..19

7. Приложение А…………………………………………… …………….19

 

 

Введение

Происходящие в настоящее  время на мировой арене перемены коснулись как экономики, так  и  стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

 Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества Независимых Государств приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

С вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании», сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

28 февраля 2006 г. Правительство  Российской Федерации своим распоряжением  № 266-р одобрило Концепцию развития  Национальной системы стандартизации, данная концепция  представляет  собой систему взглядов на проблемы развития Национальной системы стандартизации  и содержит цели, задачи и направления этой системы.

 

 

Система стандартизации в Российской Федерации

 

Система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

В России государственная  стандартизация выступает средством  защиты интересов потребителя и  распространяется на все уровни. Деятельность в области стандартизации регламентируется законом «О техническом регулировании» и другими нормативными актами, издаваемыми  в соответствии с ним. В соответствии с законом в Российской Федерации действует государственная служба стандартизации, которая в настоящее время находится на этапе преобразования в национальную систему стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Стандартизация в Российской Федерации». В составе этого комплекса действует 10 стандартов, в том числе ключевой документ – основополагающий стандарт ГОСТ Р. 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» - взамен ГОСТа Р 1.0-92.

ГОСТ Р 1.1—2002 «Межгосударственная  система стандартизации. Термины  и определения»;

ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация  в Российской Федерации Стандарты  национальные Российской Федерации. Правила  разработки, утверждения, обновления и  отмены»- взамен ГОСТа Р 1.2-92;

ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандартизация  в Российской Федерации Стандарты  организаций. Общие положения» взамен -ГОСТа Р 1.4-93;

ГОСТ Р 1.5—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации- Правила построения, изложения, оформления и обозначения» -  взамен ГОСТа Р 1.5-2002 - взамен ГОСТа Р 1.5-92;

ГОСТ Р 1.8—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» - Взамен ГОСТа Р 1.8-2002 – взамен ГОСТа Р 1.8-95

 ГОСТ Р 1.9. 2004 «Стандартизация  в  Российской Федерации. Знак  соответствия национальным стандартам  Российской Федерации. Изображение.  Порядок применения» - взамен ГОСТа Р 1.9-95;

ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация  в Российской Федерации. Стандарты  национальные Российской Федерации- Правила  стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» Взамен  ГОСТа Р 50.1.039-2002- Взамен ГОСТа Р 1.10-95;

ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация  в Российской Федерации. Термины  и определения» - Взамен ГОСТа Р 1.12-99.

ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация  в Российской Федерации. Уведомления  о проектах  документов в области  стандартизации. Общие требования»  - Взамен ГОСТа Р 1.13-2001.

Указанный комплекс заменил ранее  действовавший комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации» (ГСС РФ).

Новый комплекс охватывает все уровни, в частности стандартизацию на уровне отдельных организаций.

В соответствии со статьёй 11 федерального закона «О техническом  регулировании» (с изменениями на 23 июля 2008 года) целями стандартизации являются: 

1. повышение уровня безопасности  жизни и здоровья граждан, имущества  физических и юридических лиц,  государственного и муниципального  имущества, объектов с учетом  риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; 

2. обеспечение конкурентоспособности  и качества продукции (работ,  услуг), единства измерений, рационального  использования ресурсов, взаимозаменяемости  технических средств (машин и  оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной  совместимости, сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений,  технических и экономико-статистических  данных, проведения анализа характеристик  продукции (работ, услуг), исполнения  государственных заказов, добровольного  подтверждения соответствия продукции  (работ, услуг);  

3. содействие соблюдению  требований технических регламентов;  

4. создание систем классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации, систем  каталогизации продукции (работ,  услуг), систем обеспечения качества  продукции (работ, услуг), систем  поиска и передачи данных, содействие  проведению работ по унификации.

Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. добровольного применения стандартов;
  2. максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  3. применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  4. недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
  5. недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  6. обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — Национальный орган по стандартизации). Правительство определяет орган, который уполномочивается на исполнение функций Национального органа по стандартизации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, эти функции возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Участниками Национальной системы  стандартизации являются:

  • Национальный орган по стандартизации;
  • технические комитеты по стандартизации;
  • разработчики стандартов.

Установлены следующие виды документов в области стандартизации, используемые на территории России:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;
  • стандарты организаций;
  • своды правил.

В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» к документам в  области стандартизации, используемым на территории России, относятся также  национальные военные стандарты  и межгосударственные стандарты [4].

 .

 

 

 

 

 

 

 

Основные положения  и сущность закона «О техническом  регулировании»

 

Система нормирования в области  стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг  в России подвергается в последнее  время коренным, если не сказать  революционным преобразованиям. Это  связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании». С момента вступления закона в силу в него были внесены дополнения и изменения: в 2005 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011г. (см. приложение 1).

Следует отметить, что Закон  носит не только технический характер, как это может показаться из его  названия. Он имеет большое социально-экономическое значение, так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.

Можно отметить несколько  мотивов принятия этого закона. Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административной опеки со стороны федеральных органов исполнительной  власти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Другой причиной появления  Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах. 
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:

  • разработки, принятии, применения  и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);
  • установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации  и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; 
  • в области оценки соответствия [1].

Закон о техническом регулировании  не регулирует отношения, связанные:

  • с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);
  • применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

 Закон о техническом регулировании устанавливает основные положения по следующим вопросам:

  • технические регламенты;
  • стандартизация;
  • подтверждение соответствия;
  • аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий;
  • государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов;
  • информация о нарушении требований технических регламентов   и отзывов продукции;
  • информация о технических регламентах и документах по стандартизации;
  • финансирование в области технического регулирования [5].

Информация о работе Изменения законодательства в области стандартизации: Государственная система стандартизации, Федеральный закон «О техническом регулиро