Обеспечение безопасности при турпоходе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:04, реферат

Краткое описание

Целью данной работы заключается в изучения мер обеспечения безопасности при проведении водных походов и лыжных походов. Данная тема актуальна потому что с каждым годов в России все больше людей начинают активно заниматься туризмом. И вопрос обеспечения безопасности является одним из важнейших при подготовке какого либо похода или путешествия.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы заключается в изучения мер обеспечения безопасности при проведении водных походов и лыжных походов. Данная тема актуальна потому что с каждым годов в России все больше людей начинают активно заниматься туризмом. И вопрос обеспечения безопасности является одним из важнейших при подготовке какого либо похода или путешествия. Водные и лыжные походы выбраны не случайно  ,а на основании климатических условий Нижневартовского района . В районе есть несколько водных маршрутов , например маршрут : 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОДНОМ ПОХОДЕ

1.1Подготовка к водному походу

Разработка маршрута водного похода после выбора района путешествия и установления основных задач похода заключается в выборе реки, определении возможности прохождения по ней и определении начального и конечного пунктов маршрута в зависимости от возможности подходов к маршруту и выходов с него. При разработке маршрута необходимо собрать сведения о естественных и искусственных препятствиях, о ширине отдельных участков реки, о глубине плесов и перекатов. При определении длины маршрута следует учитывать извилистость русла реки.

При изучении водного маршрута следует обратить внимание на притоки реки, заметные повороты долин, кордоны, населенные пункты, значительные сужения долины, теснины. Все это позволяет определить наиболее трудные участки и построить график движения, выбрать тактику плавания и технически подготовиться к прохождению наиболее трудных мест.

Важной частью разработки маршрута является подход к его начальному пункту и выход с конечного. Наиболее просто начинать и заканчивать маршрут возле пересечений рек и линий железных или автомобильных дорог. Так же, как и во всех остальных видах туризма, важно заранее проработать варианты подъезда и отъезда, в том числе запасные и аварийные.

Подготовка участников водного похода начинается задолго до выхода на маршрут. Каждый турист, отправляющийся в водное путешествие, должен уметь плавать хотя бы в спасательном жилете, самостоятельно и безопасно вылезать из воды на плавсредство, уметь обращаться со спасательным фалом, правильно и точно бросать его в заданный сектор.

Перед выходом в водное путешествие следует организовать тренировки участников. На тренировках отрабатываются элементы техники: повороты, подход к берегу и отход от него, обход естественных препятствий, движение против течения, волоки и размещение груза. Необходимо также потренировать искусственный оверкиль (переворот судна), отработать навыки плавания в одежде, транспортировки судна и снаряжения к берегу.

Хороший результат дают тренировки на лодках в водном слаломе. Этот вид гребного спорта учит хорошо владеть судном, помогает лучше понять силы водного потока и подготавливает к прохождению порогов. Тренировка в водном слаломе обязательна для всех туристов-водников, независимо от плавсредств, которые они выбирают для похода.

На тренировках определяются рулевые и порядок следования судов в группе. Здесь же договариваются о мерах помощи в аварийных случаях.

Подготовка снаряжения начинается, прежде всего, с выбора плавсредств. Ими могут быть катамараны, байдарки, рафты, резиновые надувные лодки, плоты и т.д. Кроме средств сплава, обязательным снаряжением являются весла. В поход необходимо брать с собой хотя бы по одному запасному веслу на судно. Каждое судно оборудуется чальной веревкой, предназначение которой - удерживать судно во время причаливания и при необходимости закреплять судно на берегу.

Туристы-водники обязаны иметь индивидуальные и групповые спасательные средства: спасательные жилеты на каждого участника, спасательный фал (веревка с поплавком); для сплавов по горным рекам необходимо иметь каски на каждого участника.

Личное снаряжение для водного похода имеет свои особенности. Рюкзаки водников должны быть достаточно большим (80-120л), т. к. туристу-воднику приходится переносить грузы большого объема и веса. Он должен быть удобен в носке, иметь малый вес и габариты, быть простым в укладке, непромокаемым.

Гидрокостюм необходим для походов по рекам с холодной водой и сплавов ранней весной и поздней осенью.

Обувь туриста-водника состоит из «мокрой» и «сухой». «Мокрая» надевается при посадке в судно. В условиях холодной воды - резиновые сапоги, в летний период - обычные кеды. Сухой обуви лучше иметь две пары - одну для переходов и одну для лагеря.

Одежда включает две пары термобелья, купальный костюм, штормовой костюм, тренировочный костюм, брюки, рубашку с длинным рукавом, свитер, кепку с козырьком и шерстяную шапочку.

Спальные мешки должны обладать хорошими теплоизоляционными качествами, малым весом (от 1 до 2 кг на человека), низкой гигроскопичностью, должны быстро сохнуть и иметь малый объем при сворачивании.

Драйбег - это сумка-рюкзак, в которую упаковывают вещи для защиты от промокания. Они герметично закрываются и спасают вещи даже во время падения за борт. Драйбеги бывают разного объема и служат для упаковывания самых различных вещей: от спальников и личных вещей до продуктов питания и общественного снаряжения.

Снаряжение, распределенное по рюкзакам и драйбегам, во время сплава необходимо закрепить веревкой или лямками для предотвращения их потери в случае переворачивания или сильного наклона судна. Вещи, которым угрожает намокание, необходимо накрыть полиэтиленом.

    1. Питание в водном походе осуществляется на общих принципах питания в туристских походах. При транспортировке продуктов следует защитить их от намокания и предотвратить их падение за борт.
    2. Ремнабор в водном походе. Даже в относительно несложном и хорошо спланированном водном походе может сложиться аварийная ситуация, приводящая к поломке туристического судна. Для скорейшего устранения последствий аварии группа туристов должна иметь на маршруте набор инструментов и запасных частей, позволяющий в кратчайшие сроки восстановить поврежденное судно.

Наиболее сложный и большой ремнабор необходим для разборной байдарки. Он должен включать в себя небольшой топор, пассатижи (или плоскогубцы) и клещи, пилку по металлу (можно полотно от ножовки), клепальный молоток, шило шорное четырехгранное, толстые иглы, шило-иглу, сверла в рукоятках, ножницы, которыми можно резать как ткань, так и металл, трехгранный напильник, рашпиль, круглый и плоский надфили, несколько разных отверток, разводной гаечный ключ среднего размера, брусок и оселок для точки инструмента, наждачную бумагу разных номеров. Если есть надежный многофункциональный инструмент (мультитул), то он может заменить половину вышеперечисленного. Также желательно заготовить несколько терок для подготовки поверхностей под клей в случае установки заплаток.

В качестве ремонтного материала необходимо иметь заготовки из тонкой резины (автомобильные камеры), брезента, прорезиненной ткани, моток толстой капроновой нити (лески), листовой материал - куски жести, дюраля, отрезки алюминиевой трубки подходящего диаметра для муфт, различные детали заготовки. В качестве крепежа можно брать с собой саморезы разных размеров, небольшие болты с гайками и шайбами, заклепки или проволока соответствующего диаметра для их изготовления. Также желательно иметь различный материал для связывания: тонкий и прочный капроновый шнур, прочная тесьма, изолента, лейкопластырь, скотч, алюминиевая или медная проволока.

Для наклеивания заплат необходим резиновый клей, клей БФ-2 и т. п. Также нужен растворитель или бензин для подготовки поверхностей, воск или парафин.

Все колющие и режущие инструменты должны быть в чехлах и футлярах во избежание ранений туристов и порчи снаряжения. Жидкости, особенно летучие, желательно хранить в небьющейся таре (металлической, пластмассовой) с хорошо завинчивающимися крышками.

Помимо общего ремонтного набора на группу, на каждой байдарке нужно иметь небольшой ремнабор для несложного ремонта на коротких остановках. Он может включать набор заплаток, клей, ножницы, иголку с ниткой. Наличие такого набора на каждом судне может существенно сократить потери времени при ремонте небольших повреждений.

Ремонтный набор для группы судов иного типа (рафты, катамараны) имеет сходный состав. Однако при его комплектовании нужно учитывать характерные особенности каждого конкретного плавсредства. В первую очередь в ремнабор надувных судов должны входить насосы, желательно по одному на каждый борт, а также клей, резиновые заплатки, наждачная бумага и средство для обезжиривания резины.

1.2 характерные для водного похода травмы, меры их предотвращения и первая помощь

 

Характерные для водного похода травмы - это ссадины и срывы кожи с ладоней, повреждение связок, растяжения спинных мышц, потертости ягодиц, солнечные ожоги, возможны радикулиты.

Особенностью водных походов является возможность оказаться в воде. Причинами этого может быть неудачная посадка или высадка из средства сплава, захлестывание волной, подводный камень, крупная пробоина обшивки или прорыв оболочки, а также нарушение элементарных правил купания.

При организации купания руководитель группы должен предварительно обследовать место, выбранное для этого, и проинструктировать группу о соблюдении необходимой предосторожности. На берегу, желательно в лодке, для наблюдения за купающимися назначается дежурный, которого выбирают из числа хорошо плавающих участников.

Запрещается ныряние в неизвестных местах, купание в холодных горных озерах и реках, купание сразу после тяжелой физической нагрузки и еды.

Во время сплава туристам, оказавшимся в воде возле перевернувшейся лодки следует, держась за нее, плыть к ближайшему берегу или мелководью. Если до берега далеко - ждать помощи с ближайшего судна, которые не должны удаляться друг от друга на маршруте более чем на 50-100 м. Принимать пострадавших можно только с кормы или с носа лодки.

К тонущему человеку подплывать нужно сзади и брать его за воротник одежды, кисть руки или подмышки. Если он топит спасателя, зажать тонущему ладонью рот и нос, в крайнем случае, оглушить и плыть с ним на боку или на спине, работая свободной рукой и ногами. После извлечения утопающего из воды необходимо разжать его рот, очистить дыхательные пути от песка и ила, удалить воду из легких и желудка, для чего пострадавшего нужно положить животом на согнутое колено и несколько раз надавить на спину. Затем следует освободить его грудь от стесняющей одежды и приступить к искусственному дыханию.

Наиболее эффективен способ искусственного дыхания «рот в рот». При этом способе пострадавшего укладывают на спину с резко запрокинутой головой. Нижнюю челюсть выдвигают вперед, чтобы предупредить западание языка, и 15-20 раз в минуту с одинаковыми интервалами вдувают воздух в рот пострадавшему. Чтобы избежать утечки воздуха, в момент его входа в рот нос пострадавшего зажимают рукой.

Если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием рекомендуется непрямой массаж сердца, который проводится толчкообразными движениями ладони в область 4-5 ребра слева от грудины с частотой 60-70 раз в минуту. Это также способствует общему согреванию тела.

При полном восстановлении самостоятельного дыхания, что иногда наступает только через несколько часов после начала непрерывного искусственного дыхания, пострадавшему дают горячий чай и сердечные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  тактика и техника в водном походе

 

Техника и тактика в водном походе зависят от характеристики реки, по которой проходит сплав. К технике относится умение грести, управлять судном, садиться в лодку и выходить из нее, приставать к берегу и отходить от него, проходить пороги и другие естественные препятствия. Тактика водного похода - умение своевременно и правильно выбрать путь судна, разбить маршрут на участки, построить график движения с полным учетом особенностей реки.

Основной технический прием в водном туризме - гребля. Процесс гребли состоит из следующих друг за другом гребков, то есть движений лопасти весла в воде. Частота гребли зависит от сложности преодолеваемого участка реки, она минимальна на спокойных участках и максимальна при осуществлении маневров на сложной воде.

Различают гребки перемещения и гребки управления. Цель гребков перемещения - сообщать судну максимальную скорость по его продольной оси вперед или назад. Повсеместно распространены термины «грести» и «табанить». Табанить - значит грести назад. Цель гребков управления - сообщать судну максимальное вращательное движение вокруг его центра тяжести. Они могут быть прямыми (начинаются как можно ближе от носа) и обратными (начинаются как можно ближе от кормы). Гребки управления всегда имеют составляющую, сообщающую судну перемещение вперед или назад, однако эта составляющая невелика, и они в основном тормозят судно.

Чалка (причаливание к берегу) - самый главный маневр, который должен быть отработан безукоризненно, по возможности на спокойной воде. На сложных участках реки места чалок обговариваются заранее и по мере надобности оборудуются страховкой. Иногда (на протяженных сложных участках) чалка просто необходима для отдыха гребцов. Чтобы зачалиться, нос судна резко выбрасывается на берег (в стоячую воду). Пока течение заносит корму ниже по течению, у носового гребца, находящегося ближе к берегу, есть некоторое время, чтобы выскочить и, схватив чальный конец, добежать до ближайшего дерева (камня, столба и т. д.), где его можно привязать.

Информация о работе Обеспечение безопасности при турпоходе