Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:56, реферат
Современный этап - это этап развития и регулирования региональной политики. В законодательных и исполнительных органах государства стали подниматься вопросы о кардинальном изменении региональной политики. В их числе и вопрос о передаче в регионы максимального количества полномочий. Процесс усиления самостоятельности регионов имеет в целом позитивное значение. Однако полагаем, возможны и негативные последствия, в частности, ослабление позиций федерального центра в деле укрепления обороноспособности страны. Необходима разработка мер по их предотвращению, особенно по выработке контроля. Важно и стимулирование интересов региона в деле повышения обороноспособности.
Введение
2
1. Региональная политика РФ и её влияние на обороноспособность страны.
3-8
2. Особенности отечественного опыта межэтнического взаимодействия и государственного управления многонациональным населением
10
3. Механизм влияния межнациональных отношений на обороноспособность России
11-12
4. Характеристика современных проблем гармонизации межнациональных отношений в целях укрепления обороноспособности Российской Федерации и пути их решения
13-14
Заключение
15
Список литературы
Министерство образования
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Саратовской области
среднего профессионального образования
«Саратовский колледж книжного бизнеса и информационных технологий»
ГБОУ СО СПО «СККБИИТ»
Реферат
«Обороноспособность государства как
один из важнейших факторов. Обеспечение
безопасности жизнедеятельности на всех
её уровнях».
Автор: Студент 3.1 И курса, д/о. Чеботарёва Е.А. |
||
Дата_______________ | ||
Специальность: |
035002 Издательское дело | |
Проверил: Салмин В.В. |
Подпись___________ |
Саратов, 2013
Содержание:
Введение |
2 |
1. Региональная политика РФ и её влияние на обороноспособность страны. |
3-8 |
2. Особенности отечественного опыта межэтнического взаимодействия и государственного управления многонациональным населением |
10 |
3. Механизм влияния межнациональных отношений на обороноспособность России |
11-12 |
4. Характеристика современных проблем гармонизации межнациональных отношений в целях укрепления обороноспособности Российской Федерации и пути их решения |
13-14 |
Заключение |
15 |
Список литературы |
16 |
Введение:
Обороноспособность государства
- уровень подготовленности экономики,
населения военной организации государства
к отражению внешней агрессии, защите
территориальной целостности и независимости
государства. О.г. зависит от: характера
и масштабов реальных и потенциальных
военных угроз, включённости страны в
международное сотрудничество в целях
коллективной безопасности и совместной
обороны; военного потенциала, материальных
и духовных возможностей страны, её экономики,
научно-технического развития и наличия
людских ресурсов; социального и межнационального
единства общества и морально-психологической
готовности населения к защите отечества;
способности политического и военного
руководства эффективно использовать
имеющиеся возможности. Основу О.г. составляет
боевой потенциал ВС и др. силовых структур,
их способность предупредить вооруженное
нападение на страну, а в случае агрессии
- отразить её и нанести агрессору поражение.
Он, в свою очередь, определяется количеством
и качеством войск (сил), уровнем их профессиональной
подготовки и боевой готовности.
В последнее десятилетие региональные проблемы выдвинулись на авансцену политики государства, они получают все большую значимость. Государственная региональная политика является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и управления. Она активизируется, диапазон ее влияния расширяется и углубляется, оказывая свое воздействие на самые различные области общественной жизни, в том числе и на обороноспособность страны.
Обеспечение обороноспособности России в настоящее время усугубляется мировым финансовым кризисом и сложным экономическим положением в стране, что затрудняет практическое принятие ответных мер на вызовы военной безопасности. Изменившаяся международная обстановка потребовала дальнейшего осмысления и применения на практике всех имеющихся средств укрепления обороноспособности. Действенным фактором в этом является государственная региональная политика (как равноценный будем применять термин «региональная политика»). Научный поиск факторов, стимулирующих эффективность воздействия региональной политики на обороноспособность страны, является объективной необходимостью.
Особенности такого влияния требуют внимательного изучения, для чего необходимо разрешить методологические вопросы сущности региональной политики, феномена обороноспособности, их взаимосвязей и направлений воздействия. Ключевым среди них является выяснение вопросов, относящихся к самой сущности региональной политики как явления социальной жизни.
Термин «региональная политика» занимает одно из ключевых положений в понятийном аппарате политологии. Однако единой региональной политики в России до сих пор нет. Это не случайно, так как и само понятие региональной политики многогранно, поливариантно и предполагает множество методологических подходов. В целом, в представленном нами понимании, определение выглядит следующим образом: «Региональная политика Российской Федерации — это система правовых, финансово-экономических и организационных, законодательно оформленных мер, определяющих работу федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации и регулированию действий, направленных на достижение целей и решение задач в интересах политического, экономического и социального развития регионов, государства, а также их населения».
Содержание
региональной политики образуют: субъекты
политики, отношения, складывающиеся между
ними, интересы, цели, установки и задачи,
методы и средства реализации поставленных
целей, основополагающие принципы, взгляды,
идеи, теории, концепции, функции политики.
Субъекты региональной политики - участники
политического процесса, различаются
в различных аспектах: административно-
Региональная политика имеет целевые установки, которые конкретизируются по тем или иным этапам. Главной целью десятилетия, предшествовавшего началу XXI века, являлось обеспечение выживания регионов, преодоление дезинтеграции страны. Задача в основном была выполнена.
Современный этап - это этап развития и регулирования региональной политики. В законодательных и исполнительных органах государства стали подниматься вопросы о кардинальном изменении региональной политики. В их числе и вопрос о передаче в регионы максимального количества полномочий. Процесс усиления самостоятельности регионов имеет в целом позитивное значение. Однако полагаем, возможны и негативные последствия, в частности, ослабление позиций федерального центра в деле укрепления обороноспособности страны. Необходима разработка мер по их предотвращению, особенно по выработке контроля. Важно и стимулирование интересов региона в деле повышения обороноспособности.
Анализ субъектов
региональной политики позволил представить
их по аспектам (политическом, административно-
Важнейшим компонентом
региональной политики выступает население
регионов. В политическом аспекте
субъектами региональной политики являются
7 федеральных округов. В административно-
Региональная политика выполняет целевые установки и задачи системой функций. В составе функций региональной политики: регулятивная, координирующая, стимулирующая, интегративная, воспитательная и др.
Приоритетной функцией является регулятивная функция. Она заключается в регулировании отношений между различными субъектами региональной политики, а также внутри отдельных субъектов. Регулирование осуществляется посредством социально-политического управления.
Важнейшей задачей региональной политики является устранение дисбаланса в развитии регионов. Проблема значительного расслоения между развитием различных субъектов РФ является одной из острых. По ряду показателей оно достигло критических значений. Так, по объему валового регионального продукта на душу населения - в 43 раза .
Все это имеет отрицательные последствия для обороноспособности страны. Многие регионы не могут внести достойный вклад в развитие промышленности, в развитие оборонного производства, соответствующий вклад в дело укрепления обороноспособности государства. Государство вместо получения средств в бюджет, так необходимых для оборонных нужд, вынуждено дотировать регионы.
Воздействие региональной политики на обороноспособность может выступать в различных формах: прямых, непосредственных, непрямых, опосредованных, косвенных, осуществляемых посредством ее механизмов. Обороноспособность страны обусловливается военной, оборонной мощью государства. По своей сути обороноспособность государства - совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных средств и мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Обороноспособность государства - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Она определяется и обусловливается оборонной мощью государства, которая обеспечивает стратегическое сдерживание, снижение и предотвращение угроз и агрессивных действий со стороны какого-либо государства (коалиции государств) агрессивных сил. При исследовании влияния государственной региональной политики первостепенным является анализ внутриполитических компонентов обороноспособности: материальных и духовных элементов и являющихся совокупностью уровней потенциалов (факторов): экономического (военно-экономического), научного (военнонаучного), духовно-нравственного, морально-политического, военного. Составляющие их элементы и служат методологическими ориентирами анализа специфики и механизма влияния региональной политики на обороноспособность страны.
В составе важных
структурных компонентов
В экономике России ситуация сложилась довольно сложная. Некоторое ускорение темпов развития промышленного производства имеется, но в регионах, где проживает более половины населения, уровень промышленного производства ниже среднероссийского [2]. На состояние обороноспособности страны негативно влияют неустойчивость функционирования отечественной экономики, снижение уровня научно-технического потенциала. Кризисная ситуация сложилась в машиностроительном комплексе России, который дает более 1/3 товарной продукции промышленности и тесно связан с выпуском оборонной продукции.
Снижение выпуска сельскохозяйственной продукции, неспособность России обеспечить население собственным продовольствием создает угрозу государству при возникновении военной опасности. Сегодня экономические возможности обороноспособности России ограничены по многим параметрам.
Тесно связано с экономикой финансовое обеспечение государственной региональной политики, являющееся одним из базисных факторов, обеспечивающих усиление обороноспособности. Оно определяется величиной финансового потенциала, зависящего от объективных возможностей финансовой системы страны по привлечению финансовых ресурсов, государственно-бюджетной системы и различных государственных внебюджетных фондов, финансовых ресурсов резидентов - юридических и физических лиц регионов. Конкретный уровень военно-финансового напряжения государства обусловливается международной обстановкой, политикой и военной доктриной государства. Существенное значение для дела обороноспособности имеет влияние мирового финансового кризиса.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является важнейшей частью военного потенциала России. Он занимает особое место в жизни страны, ее регионов. ОПК является базовым элементом, основой научно-технического и производственного потенциала России. При этом продукция обороннопромышленного комплекса остается единственным высокотехнологичным товаром, экспортируемым Россией и отвечающим мировому уровню.
Региональная политика органически связана с ОПК, ведь сегодня предприятия этого комплекса расположены в 79 субъектах РФ, более половины промышленного и научного потенциала - в европейской части страны. Комплекс включает большое количество предприятий и организаций, на которых трудятся несколько миллионов человек . Следует отметить, что в последнее десятилетие оборонно-промышленный комплекс оказался в тяжелом положении. На половину сократилось число предприятий ОПК и стратегических акционерных обществ. На начало марта 2005 года в составе ОПК числилось 1043 стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ . Произошло лавинообразное сокращение военных заказов. Однако ОПК оказался очень живучим. Из-за снижения надежности военной техники создается реальная угроза обороноспособности страны вообще. Государство во многом утратило свои позиции в организации военного производства и урезало военные заказы. Оно призвано исправить положение, стать главным кредитором модернизации основных фондов машиностроения. Процессы функционирования предприятий ОПК в ре-
гионах носят противоречивый, порой конфликтный характер. Происходит столкновение интересов различных сторон. Региональные органы государственной власти в той или иной мере поддерживают предприятия ОПК. Практикуются различные формы поддержки предприятий ОПК регионами: поддержка их в рамках различных городских программ; поддержка предприятий ОПК при выпуске гражданской продукции; государственный заказ региона на выпуск гражданской продукции; совместная поддержка функционирования социальной сферы и др. Недопустимо самоустранение федеральных органов от управления деятельностью регионов по стимулированию производства вооружений в связи с повышением самостоятельности регионов