Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:14, контрольная работа
Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.
Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто становятся причиной собственных травм?
Контрольный теоретический вопрос
Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора.
Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. Психологические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное или негативное воздействие на течение всех психических процессов.
Психология — это наука о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека. Выделяют психологию труда, инженерную психологию, психологию безопасности.Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная психология — процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии безопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.
Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.
Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто получают травмы, а другие — редко или
никогда? Ответ на эти и многие подробные вопросы следует искать в
человеческой психике.
Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безопасности, пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д.
Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопасности целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение и организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.
Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Они выражаются в утрате живости, координации действий и других отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения —тормозной и возбудимый. Тормозной тип эмоционального поведения человека проявляется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях.
Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов, приводящих в действие клетки и органы человека.
Особые психические состояния возможны у специалистов (операторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний выделяют пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).
Пароксизмальные состояния — расстройства различного происхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности пароксизмальные состояния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей и т.п. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Психогенные изменения и эффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескольких часов до 1—2 месяцев. При этом появляются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления и т.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиться эффектные состояний (взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. Лица, склонные к аффекту, относятся к категории с повышенным риском травматизации, их неследует назначать на должности с высокой степенью ответственности.
На ситуацию, воспринимаемую человеком как обидную, возможны следующие реакции:
• конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя одновременными потребностями, например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работников умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, который не обеспечивает безопасности;
• неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения — например, человек, стремящийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю или заслужить чье-либо одобрение;
• срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв;
• тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличение опасности и др.;
• страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности;
• испуг — рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха — ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональные формы решения. Первая их форма—реакция страха —проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятельности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности и осмотрительности;
• паника —это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). При панике человек допускает следующие наиболее распространенные ошибки:
1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.;
2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;
3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты;
4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изменить их.
Перечисленные факторы постоянно или временно повышают опасность возникновения опасной ситуации или несчастных случаев, но их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно их вызывающих.
Производственные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности, группируют следующим образом:
• относительно устойчивые и длительные по времени состояния;
• временные, ситуативные, быстро проходящие состояния;
• возникающие периодически в ходе трудовой деятельности.
По уровню напряжения, влияющего на эффективность и безопасность деятельности, психические состояния делятся на несколько типов.
Умеренные напряжения — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности.
Повышенное напряжение — состояние, протекающее в экстремальных условиях, когда от работника требуется максимум физических и психических сил, резко выходящих за пределы физиологической нормы.
Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физическим, но и психологическим, результативно производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:
1) субъективной — как психическое состояние;
2) физиологических механизмов;
3) снижения эффективности труда.
При слабом утомлении изменений в психике не происходит. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не снизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко снижается работоспособность, а значит, снижается и безопасность деятельности. При переутомлении указанные нарушения в психической сфере очень заметны.
Состояние монотонности — возникает в процессе определенной трудовой деятельности и отрицательно действует на работоспособность человека. В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторяющихся раздражителей. Понятие монотонности всегда связывалось с выполнением однообразных и кратковременных операций. Необходимо отличать состояние монотонности от состояния утомления.Их объединяет то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека. Различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может возникать и при легкой совсем не утомительной работе. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность, наоборот, снижает ее.
Эмоциональное напряжение —может по-разному влиять на поведение человека. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Эмоциональное напряжение может проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций, стремлении оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднение мыслительной деятельности, застывает в определенной позе, трет руки, старается приспособиться к изменяющимся условиям, испытывает страх, проявляет инстинкт самосохранения. Такой тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха операторы начинают действовать по привычке, что не соответствует сложившейся ситуации. Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной формы неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения.
Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование устойчивых навыков. Трусливый тип поведения может быть изменен путем определенных воспитательных воздействий.
В организации производственной деятельности очень важно учитывать особенности групповой психологии. Поведение масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.
В условиях производства (участок, цех и т.п.) действует группа людей, которая и должна принимать решения. В психологии это называется «групповым принятием решений» (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений всех членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая является лишь фазой, предшествующей ГПР.
Возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом заражении —передаче эмоционального состояния от одного индивида к другому на психологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Этот процесс имеет хаотический характер. При наличии обратной связи заражение в силу взаимной индукции способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркулярная реакция —нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.