Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 21:54, реферат

Краткое описание

Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран.

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг и кадастр.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов»

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности человека

Специальность: “Управление информационными ресурсами” 1 курс, группа 552

Выполнила: Якубовская Анастасия

Преподаватель: Миклуш Татьяна Александровна

 

 

Оглавление

 

 

  1. Введение

Научно-техническая деятельность человечества в  конце  ХХ  века  стала ощутимым фактором воздействия на  окружающую  среду.  Тепловое,  химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние  десятилетия находятся под пристальным вниманием  специалистов  и  вызывают  справедливую озабоченность, а иногда - и  тревогу  общественности.  По  многим  прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке  станет  наиболее  значимой  для большинства промышленно  развитых  стран.  В  подобной  ситуации  налаженная широкомасштабная и эффективная сеть  контроля  состояния  окружающей  среды, особенно в крупных городах и вокруг  экологически  опасных  объектов,  может явиться важным элементом обеспечения экологической  безопасности  и  залогом устойчивого развития общества.

   В  последние  десятилетия  общество  все  шире  использует   в   своей деятельности сведения  о состоянии природной среды. Эта  информация  нужна  в повседневной  жизни  людей,  при  ведении  хозяйства,  в  строительстве,  при чрезвычайных  обстоятельствах  —  для  оповещения  о  надвигающихся  опасных явлениях природы. Но  изменения в состоянии окружающей  среды  происходят  и под воздействием  биосферных процессов, связанных  с  деятельностью  человека.

Определение вклада антропогенных изменений представляет собой  специфическую задачу.

  1.    Уже более 100 лет наблюдения за изменением  погоды,  климатом  ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем  нам  знакомые  метеорологические, фенологические,  сейсмологические  и  некоторые  другие  виды  наблюдений  и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого  не  надо  убеждать, что за  состоянием  природной  среды  надо  постоянно  наблюдать.  Все  шире становится круг наблюдений,  число  измеряемых  параметров,  все  гуще  сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы,  связанные с мониторингом окружающей среды. 
    Понятие мониторинга. Зачем он нужен?

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды  (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде). Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий  в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей  между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический

мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза

изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения

антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

    

    

Рис.1. Блок-схема системы мониторинга

 

 

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

  • о состоянии окружающей среды;

  • о причинах

  • наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах

  • воздействия);

  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

  • о существующих      резервах биосферы.

 Таким образом, в систему  экологического мониторинга входят  наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Мониторинг включает три основных направления деятельности:

  • наблюдения за  факторами воздействия и состоянием среды;

  • оценку фактического  состояния среды;

  • прогноз состояния

  • окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

 Следует принять во внимание, что сама система мониторинга  не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

"Толковый словарь по охране  природы" определяет экологический  контроль

следующим образом:

     Контроль экологический — деятельность государственных органов,

предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

Задачи экологического контроля

1. Экологический контроль ставит  своими задачами: наблюдение за  состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

  1. 2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля. Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля. 
    Классификация экологического мониторинга

Существуют различные подходы к классификации мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения).

 Отраженная на рис.2 классификация охватывает весь блок экологического мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения. Таким образом, экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.

    

 

Рис.2. Классификация экологического мониторинга

 

 

 

  1. Экологический мониторинг лесов Беларуси

Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека.

1)        Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды;

2)        многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса;

3)        воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

4)        рациональное использование земель лесного фонда;

5)        повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

6)        сохранение генофонда, биологического и ландшафтного разнообразия лесов;

7)        сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.

Согласно Лесному Кодексу Республики Беларусь, лесопользованием называется использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях, которые включают рациональное, неистощительное и непрерывное использование лесов; обеспечение относительно постоянного лесопользования в пределах лесного фонда для субъектов ведения лесного хозяйства; осуществление экологизированного лесопользования. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

1)        заготовка древесины; заготовка живицы;

2)        заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

3)        побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

4)        пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

5)        пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

  1. 6)        пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных целях 
    Положение о национальной системе мониторинга в Республике Беларусь

1. Настоящее Положение определяет  порядок организации и функционирования  Национальной системы мониторинга  окружающей среды (далее - НСМОС).

2. НСМОС включает организационно-самостоятельные  и проводимые на общих принципах  следующие виды мониторинга окружающей  среды:

  • мониторинг земель;

  • мониторинг поверхностных вод;

  • мониторинг подземных вод;

  • мониторинг атмосферного воздуха;

  • мониторинг озонового слоя;

  • мониторинг растительного мира;

  • мониторинг лесов;

  • мониторинг животного мира;

  • радиационный мониторинг;

  • геофизический мониторинг;

  • локальный мониторинг окружающей среды.

3. Проведение видов мониторинга  окружающей среды в составе  НСМОС осуществляется на основе  следующих общих принципов:

  • согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

  • совместимости технического и программного обеспечения;

  • достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;

  • согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - пункты наблюдения НСМОС) для получения комплексной экологической информации о состоянии экологических систем;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • обязательности ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунктах наблюдений, включенных в установленном законодательством порядке в государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

  • комплексности обработки и использования экологической информации;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • доступа государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан к экологической информации;

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

  • оперативности предоставления и обмена экологической информацией.

(в ред. постановления Совмина  от 10.06.2008 N 835)

4. Реализация общих принципов  проведения мониторинга окружающей  среды в составе НСМОС осуществляется посредством

  • разработки, координации и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов;

Информация о работе Экологический мониторинг и кадастры природных ресурсов